Когда лобби сильнее прогноза

Русский бизнес / ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ Практика роста тарифов для монополий порочна. Она лишь усугубляет неэффективность и не мотивирует менеджмент на реальный результат

На днях перевозка любых экспортных грузов по железной дороге подорожала на 13,4%. По словам представителя РЖД, данное решение связано с девальвацией рубля, упавшего на 70% по отношению к доллару. Новый виток роста цен на услуги РЖД стал дополнением к повышению с 1 января 2015 года тарифов на перевозку грузов РЖД на 10% вместо 7,5%, заложенных МЭР в прогнозе индексации тарифов на этот год. Лобби монополий снова оказалось сильнее долгосрочного прогнозирования.

Рынок ожидал от РЖД, что компания выкинет что-то подобное. Осенью 2014 года металлурги, угольщики, производители удобрений и даже нефтяники отправили более десятка писем в правительство с просьбой ограничить рост стоимости услуг естественных монополий в 2015 году. Это было сделано после того, как в 2014-м тарифы монополий были заморожены, а в 2015 и 2016 годах, по планам правительства, предполагался рост плюс-минус на 7,5%. Сырьевики обоснованно опасались, что монополии отыграются за заморозку, и действовали на опережение.

Как оказалось, волнение компаний было оправданно. Более того, даже после столь существенного роста тарифов РЖД не намерены останавливаться (!) и в ближайшее время собирается обсудить с потребителями дополнительную индексацию грузовых тарифов с учетом маржи, которую экспортеры получают из-за девальвации рубля. По мнению РЖД, рост курса доллара значительно сократил тарифную нагрузку на грузоотправителей, работающих на экспорт, в связи с чем затраты экспортеров на транспортировку грузов даже при дополнительной индексации на 13,4% не превысят уровня 2014 года. «Сколько перьев было сломано по поводу роста тарифов на десять процентов. Но сегодня при инфляции 11,4 процента мы о чем говорим? Мы повысили тарифы ниже инфляции, по сути дела», — сказал глава РЖД Владимир Якунин в середине января. А на Гайдаровском форуме добавил, что «Российские железные дороги» повысят стоимость билетов на поезда международных маршрутов из-за падения рубля, так как РЖД платят тариф за использование иностранной инфраструктуры в швейцарских франках.

Экспортеры, платите!

Отчасти «Российские железные дороги» понять можно. В рамках затеянных реформ в последние годы монополия продавала прибыльные «дочки» и зависимые предприятия. У нее остались как таковые железные дороги и локомотивы. Продажа высокодоходных «дочек», например таких, как «Трансконтейнер» или грузовые компании, резко сократила возможности РЖД по содержанию инфраструктуры и по инвестициям в новые проекты. Теперь делать это она может лишь за счет тарифа.

Если обращаться к мировой практике, отмечает заместитель руководителя департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Александр Поликарпов, то во многих странах с развитым железнодорожным транспортом инфраструктурные компании дотируются государством. В России же только в последние годы начался процесс государственной поддержки проектов по развитию железнодорожной сети. Более того, зачастую железнодорожные тарифы являются механизмом поддержан

Вложения "Газпрома" не сопровождаются ростом добычи
Тарифы ЖКХ привязаны к цене на газ и растут вслед за ней
Вознаграждения правлений и советов директоров российских госкомпаний