Лукавая политика

Русский бизнес
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА
«Эксперт» №7 (933) 9 февраля 2015
Минпромторг выступил с предложением мер по налоговому стимулированию предприятий. Однако, по мнению самого бизнеса, эти льготы заведомо касаются меньшинства игроков, да и для них зачастую грозят обернуться фикцией
Лукавая политика

Пакет налоговых льгот промышленникам, рассчитанный на десять лет и призванный дополнить Закон о промышленной политике, подписанный президентом 31 декабря, был представлен Минпромторгом на прошлой неделе на суд бизнес-общественности. Он включает в себя четыре вида льгот: зачет инвестиций в основные фонды (не менее 20 млн рублей в год, 50 млн за три года и 200 млн за пять лет) в уменьшение налога на прибыль; каникулы по налогам на прибыль и на имущество для новых предприятий; ускоренную амортизацию основных фондов; пониженную ставку страховых взносов для предприятий, занимающихся инжинирингом и промышленным дизайном. По оценке разработчиков, результатом льготирования будет рост инвестиций в производство и, как следствие, налоговых поступлений в бюджет. Так, при затратах на реализацию этих мер в 159 млрд рублей конечный эффект составит 2,156 трлн рублей дополнительного дохода.

О том, как представители бизнеса относятся к подобным прогнозам, мы спросили у Марины Зайковой, председателя комитета по налогам «Деловой России».

 

— Насколько полезны, по-вашему, меры по налоговому стимулированию, предложенные Минпромторгом?

— Любая мера налогового стимулирования, особенно в сегодняшней ситуации, конечно, полезна. Важно только, чтобы это была не декларация, а работающая льгота, и если эта льгота хоть кого-нибудь подвигнет на создание нового промышленного предприятия — хорошо. Другое дело, что те налоговые льготы, которые предлагает Минпромторг, сработают для весьма и весьма ограниченного круга компаний.

— Почему?

— Во-первых, они устанавливают высокий барьер участия. Речь идет и о требовании, чтобы это было новое промышленное предприятие, и о сумме минимальных инвестиций 20 миллионов рублей в год. А мы ведь это уже прошли в СЭЗ. Казалось бы, если есть возможность уйти в свободную экономическую зону, почему это не сделать? Но там тоже высокий барьер участия, и в результате средний бизнес, который по идее быстрее других реагирует на открывающиеся возможности, остается в стороне. Во-вторых, предлагаемые Минпромторгом меры ограничиваются налогами на прибыль и на имущество. Но налога на имущество для нового оборудования в РФ и так нет, а налог на недвижимость, которая имеется в составе имущества, понизить никто не согласится. Местные власти в 2015 году переходят к оценке недвижимого имущества по кадастровой стоимости, и в будущем именно этот налог станет одним из основных. Что касается льгот по налогу на прибыль, они с хитринкой. Ведь у новых предприятий, которым в значительной мере адресованы льготы, прибыль и так нулевая, и налог с нее нулевой. Поэтому можно говорить, что мы льготировали для новых предприятий налог на прибыль, но вначале им на эту прибыль надо выйти. То есть это скорее популистская мера.

— Тем не менее, по оценке Минпромторга, совокупный эффект от этих мер должен составить более двух триллионов рублей — это свыше трех процентов ВВП. Правда, высказываются и другие оценки, что он не превысит и полупроцента ВВП. А как вы считаете?

— Я здесь с альт