Приехали

Русский бизнес
КРИЗИС
«Эксперт» №7 (933) 9 февраля 2015
Приостановлена работа на Тверском вагоностроительном заводе — единственном в России производителе пассажирских вагонов локомотивной тяги. И это на фоне изношенности и грядущего дефицита пассажирского вагонного парка
Приехали

В состоянии жестокого кризиса оказался входящий в Трансмашхолдинг Тверской вагоностроительный завод (ТВЗ). С понедельника завод остановлен на месяц. К работе будут привлекаться только сотрудники, занятые в выполнении подписанных или проавансированных контрактов. Нет никакой ясности относительно перспектив предприятия: дальнейший график его работы будет зависеть от общей ситуации в экономике и от готовности заказчиков заключать и авансировать контракты. Уже сегодня ясно, что грядут массовые увольнения: работу потеряет 30% из нынешних 6 тыс. сотрудников предприятия.

Как рассказали «Эксперту» на ТВЗ, «сложное положение, в котором оказался завод, обусловлено усилением негативных тенденций в экономике, на фоне которого многие потенциальные заказчики свернули свои инвестиционные программы. По сравнению с непростым 2014 годом, когда завод работал в режиме неполной рабочей недели, месяцами простаивал и сократил количество сотрудников на 1600 человек, объем ожидаемого в 2015 году выпуска еще на 50% ниже. Сложившийся дефицит оборотных средств усугубляется резким удорожанием кредитных ресурсов, стоимость которых выросла в два-три раза, а также материалов и комплектующих, используемых в производстве, — они выросли в цене на 20–40%. В сложившихся условиях завод не может продолжать работать в прежнем режиме и в прежнем составе — это неизбежно приведет к росту убытков, и, как следствие, банкротству и гибели предприятия».

Предприятие активно пыталось снизить риски, разнообразя ассортимент выпускаемой продукции. Было освоено производство метровагонов, багажных вагонов и различных вагонов специального назначения, линейки двухэтажных вагонов (купейных, СВ, штабных, вагонов-ресторанов); сейчас завершается работа над двухэтажным вагоном с креслами для сидения. Завод поставил Федеральной пассажирской компании (ФПК) вагоны габарита RIC для международных пассажирских перевозок — они ходят до Хельсинки, Ниццы и Парижа. А сейчас ведет разработки по созданию электропоездов нового поколения для скорости движения 160 км/ч.

ТВЗ был основан еще в 1898 году, успел побывать в составе легендарной русской корпорации «Руссо-Балт», а с 1950-х является ведущим в стране предприятием пассажирского вагоностроения. Более того, это единственный в России производитель пассажирских вагонов локомотивной тяги.

Снова падаем

Наступивший год обещает быть проблемным для всех вагоностроителей, в том числе производителей грузовых вагонов.

С одной стороны, растут их издержки, поскольку дорожают материалы. Столкнувшись с резким обесцениванием рубля, металлурги стали повышать внутренние цены на свою продукцию, приближая их к экспортным. По оценке отраслевого Объединения вагоностроителей, в 2014 году стоимость металла выросла на 26–28%. В этом году объединение ожидает роста цен еще на 35%.

С другой стороны, рынок грузовых вагонов в России еще до экономических потрясений прошлого года столкнулся с огромным (до 200–250 тыс. единиц из суммарного парка в 1,2 млн) профицитом подвижного состава. При избытк