Сколько стоит электричка?

Повестка дня
«Эксперт» №7 (933) 9 февраля 2015
Сколько стоит электричка?

«Перестали ходить электрички в регионы, вы что, с ума сошли? — возмутился президент России Владимир Путин на совещании с правительством. — Что, у нас Министерства транспорта не существует, что ли? Что происходит? Мы понимаем, насколько это серьезно, это же не один автобусный маршрут отменили, а перестали ходить электрички в регионы». В такой жесткой форме в рамках совещания президент раскритиковал вице-премьера Аркадия Дворковича за сбои в пригородном железнодорожном сообщении. Вице-премьер признал, что ситуация в данном сегменте сложная. Впрочем, тема с отменой электричек довольно старая. Так, на протяжении 2012–2013 годов было отменено 326 поездов, в 2014-м — 568. На 2015 год была запланирована отмена 312 маршрутов в 39 регионах страны. В частности, Вологодская и Псковская области полностью лишились пригородного сообщения. Там региональные власти за свой счет хотят заменить электрички автобусами.

Критика президента — серьезный сигнал для РЖД, реформа которой длится уже 15 лет, но так и не привела к росту прозрачности российской железнодорожной монополии. И это, пожалуй, главный фактор, вызвавший недовольство не только президента, но и глав регионов.

Так, цены на билеты для граждан, по словам представителей пригородных пассажирских компаний (ППК), не окупают пригородные пассажирские перевозки. Разницу между затратами граждан и фактической себестоимостью перевозок закрывают за свой счет региональные бюджеты. В 2014 году регионы должны были компенсировать ППК около 15 млрд рублей, но выделили на эти цели только 8,7 млрд. Перевозчики работают в убыток и судятся с регионами.

Главная особенность пригородных перевозок в России состоит в том, что в процессе создания ППК путем выделения их из РЖД в их уставной капитал не был внесен подвижной состав. В результате компании вынуждены до 70% (а в некоторых регионах до 80–90%) своих расходов направлять на аренду вагонов и электровозов у РЖД. Эти расходы представляются без экономического обоснования и вызывают вопросы у губерний.

Так, в Новгородской области властям выгоднее купить семьям, пользующимся электричками, автомобили «Жигули», чем платить за услуги железнодорожной компании. Об этом сказал губернатор Сергей Митин. «У нас очень небольшое количество людей ездит — не более двух с половиной — трех тысяч человек. Нам дешевле им предоставлять льготы», — добавил Митин. По его словам, еще три года назад региональное правительство платило ОАО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания» (СЗППК, входит в структуру ОАО РЖД) 8 млн рублей, а сегодня компания требует на покрытие выпадающих доходов более 130 млн.