«Видимость — ноль. Летим по приборам»

Русский бизнес
ТОРГОВЫЕ ЦЕНТРЫ
«Эксперт» №7 (933) 9 февраля 2015
Рынок площадей в торговых центрах начинает сваливаться в острый кризис. Смягчить падение может только выстраивание партнерских стратегий между владельцами торговых комплексов и ритейлерами
«Видимость — ноль. Летим по приборам»

 Золотой век столичных торговых центров заканчивается. Полтора десятилетия комплексы не знали недостатка в покупателях, а ритейлеры были готовы на все, чтобы арендовать площади. Сейчас ситуация резко изменилась, и каждый день приносит неприятные новости: ритейлеры начали закрывать магазины.

Главный удар нанес резко ослабевший рубль. Закупочные цены на импорт выросли вдвое. При этом в декабре из-за девальвации рубля реальные доходы населения, по данным Росстата, впервые за 13 лет снизились — на 7,3%. Как ритейлеры будут торговать в ситуации, когда закупочные цены резко растут, а доходы населения падают, пока непонятно.

По данным компании «Магазин магазинов», на конец 2014-го пустовало около 400 тыс. кв. м в торговых центрах; посещаемость была стабильно ниже, чем годом ранее. Вакантность за год выросла почти в три раза — до 8,5%. Яркий пример: новым торговым центрам — «Авиапарку» и «Гудзону» — пришлось открыться в конце года полупустыми.

Ухудшение показателей происходит на фоне рекордного строительства. В прошлом году было введено в строй 14 торговых центров общей площадью 752 тыс. кв. м. Это очень много: в пять раз больше, чем в 2013-м, и в полтора раза больше, чем в рекордном 2009 году.

Впрочем, все это лишь прелюдия к кризису. И ажиотажные декабрьские продажи, когда население на дешевеющие рубли скупало бытовую технику и прочее, ритейлеров не обманули: впереди падение рынка. «Сейчас рынок ритейла еще находится в “высоком сезоне” — Новый год и три праздника — 14 и 23 февраля, 8 Марта. Самое интересное начнется в конце марта, в “низкий сезон”, который обычно длится до августа. Примерно к этому же времени у оптовиков и ритейлеров закончатся товары, купленные по докризисным ценам», — говорит совладелец компании Ideas4retail Евгений Бутман

Идеальный шторм для ритейлера

Рынок ритейла движется к точке «идеальный шторм» — редкому стечению обстоятельств, когда природные стихии сходятся и кратно усиливают разрушительную силу. Темпы роста розничного товарооборота, по данным Росстата, падают уже четыре года подряд. Однако с момента обвальной девальвации рубля все факторы стали складываться для ритейлеров негативно. С одной стороны, вдвое выросли импортные закупочные цены, а банки резко подняли ставки кредитования и ужесточили требования к заемщикам. С другой — резко падает покупательная способность населения. Надежды на потребительское кредитование также нет: бум на этом рынке прошел. Сумма просроченных свыше 90 дней потребительских кредитов, по данным Банка России, в ноябре 2014 года обновила трехлетний максимум — 7,9% (869 млрд рублей) от общей суммарной задолженности по кредитам (10,8 трлн руб.).

Эти ножницы уже сегодня фатальны для многих ритейлеров, а тяжелые времена еще только начинаются. Естественная реакция ритейлеров на такую ситуацию — оптимизация расходов. Уже в середине осени, когда рубль упал на 15%, ритейлеры начали отказываться от планов расширения сетей. Сейчас оптимизация с закрытием нерентабельных магазинов становится повальной. «Обороты

Региональные торговые центры: спад на фоне рекордной стройки

 

На региональных рынках торговых центров тенденции схожи со столичными. Ритейлеры, пытаясь выжить в ситуации повышения закупочных цен на импорт и падения покупательной способности населения, начали оптимизировать сети и закрывать магазины. Владельцы торговых центров, чтобы не допустить оттока арендаторов, готовы предлагать льготные условия аренды и переход на рублевые контракты.

Интересно, что, например, в Екатеринбурге фиксация курса доллара и евро в валютных арендных ставках произошла раньше, чем в Москве. «В большинстве торговых центров с валютными арендными ставками курс доллара и рубля был зафиксирован еще весной. В декабре это было сделано в оставшихся двух-трех ТЦ», — говорит аналитик Уральской палаты недвижимости Гурам Тухашвили.

Так же, как в Москве, новые региональные торговые центры вынуждены стартовать полупустыми. «В новосибирской “Галерее”, иркутском “Комсомолле” и других центрах, открывшихся в конце 2014 года, по 50 процентов площадей оставались вакантными. Нередко центры открывались только с якорными арендаторами. Эта тенденция может сохраниться на весь 2015 год», — прогнозирует младший партнер подразделения «Девелопмент» консалтинговой группы «НЭО Центр» Александр Закускин.

В целом региональные торговые центры будут ощущать кризис острее, чем московские объекты. Во-первых, платежеспособный спрос в регионах ниже, чем в столице. «Большинство ритейлеров сейчас оптимизируют свой бизнес: закрывают неприбыльные точки и очень осторожно подходят к открытию новых. Сети с большей вероятностью закроют именно региональные магазины в силу более низкой покупательной способности населения по сравнению с Москвой. Условно говоря, если из 100 магазинов ритейлер планирует закрыть 20, то 18 из них, скорее всего, — в регионах», — считает начальник департамента торговых площадей компании JLL Татьяна Ключинская.

Во-вторых, многие региональные магазины работали по франшизе, местные партнеры в кризис зачастую неспособны содержать убыточную торговую точку.

В-третьих, в некоторых регионах торговых центров и так слишком много, но активная стройка будет продолжаться. «С 2008-го по 2015 год рынок торговых центров России вырос более чем вдвое: с 6 миллионов квадратных метров до 16,6 миллиона. В 2015 год будет построено рекордное количество площадей: 1,9 миллиона “квадратов”. В результате рынок качественных торговых центров преодолеет отметку 19 миллионов квадратных метров, Россия выйдет по этому показателю на первое место в Европе», — говорит Татьяна Ключинская.

Какие же города перенасыщены торговыми центрами? Большинство экспертов называют Санкт-Петербург, Краснодар и Екатеринбург. При этом в последнем стройка не затихает: заявлено еще 15 крупных проектов. Генеральный директор Ross Group Олег Рыжов к числу городов, перенасыщенных качественными ТЦ, относит Уфу, Самару, Нижний Новгород и Казань. Торговые центры там все чаще сталкиваются с серьезными проблемами. «В городах, где торговых центров с избытком, арендаторы могут торговаться с владельцами комплексов весьма жестко. Известны случаи, когда крупные сети по продаже одежды снижали арендную плату в два-три раза: с обычных 10–15 процентов от товарооборота до 5 процентов», — рассказывает генеральный директор Promotion Realty Виталия Львова.

По мнению руководителя направления внешних коммуникаций компании «Магазин магазинов» Юлии Мосоловой, наиболее устойчивым в кризис окажется положение торговых центров в городах, где функционируют всего два-три крупных объекта, как, например, в Магнитогорске и Тюмени. «Есть ряд городов, где рынок торговых центров развит очень слабо, а доход на душу населения стабильно высок. Это Хабаровск, Владивосток, Пермь, Якутск, Новый Уренгой», — добавляет Олег Рыжов.

Глубину спада российского рынка торговых площадей сегодня предугадать невозможно. В 2008 году в некоторых городах металлургов оборот ритейлеров снижался в три-четыре раза на фоне остановки заводов и безработицы. Консервативный прогноз: средняя вакантность в региональных торговых центрах вырастет к концу 2015 года до 15–20%.

Алексей Щукин