Дальнейший рост грозит разорением

Русский бизнес
«Эксперт» №8 (934) 16 февраля 2015

Главы ведущих российских авиакомпаний, за исключением «Аэрофлота» и «Сибири», обратились к вице-премьеру России Аркадию Дворковичу с просьбой принять экстренные меры, чтобы предотвратить дальнейшее разрастание кризиса на рынке авиаперевозок. Главная из них — снижение налоговой нагрузки за счет обнуления НДС на внутренних рейсах. Сейчас у нас НДС не облагаются только международные рейсы, а также полеты в Крым. Если распространить это правило на маршруты по России, то авиаперевозчики смогут сэкономить порядка 50 млрд рублей. Но это еще не все. Наши авиаторы просят компенсировать им ту часть ставки по кредитам, которая превышает ставку рефинансирования ЦБ, а также возобновить механизм предоставления государственных гарантий. Наконец, их не устраивает безудержный рост всевозможных тарифов естественных монополий, поэтому они предлагают заморозить как минимум на год все ставки сборов на обслуживание воздушных судов и пассажиров в аэропортах. Если этого не сделать, то авиакомпании будут вынуждены повысить цены на билеты. А это в свою очередь неминуемо приведет к сокращению рынка авиаперевозок на 20% и к увеличению убытков в целом по отрасли как минимум в полтора раза.

Несмотря на то что наш рынок авиаперевозок еще недавно демонстрировал впечатляющие темпы роста, финансовое положение авиакомпаний оставалось крайне тяжелым и, судя по всему, улучшаться не будет. Причина этого очень проста — резкий рост внутренних авиаперевозок, которые генерируют гигантские убытки. По итогам прошлого года общий объем перевозок нашими авиакомпаниями вырос на 10%, тогда как в целом в мире — всего на 6%. Но весь этот прирост обеспечили внутренние авиалинии — здесь пассажиропоток вырос на целых 17%. В прошлом году внутри России впервые в истории гражданской авиации нашей страны было перевезено пассажиров больше, чем на международных маршрутах: 46,9 млн человек против 46,3 млн. В итоге суммарный отрицательный результат авиакомпаний на внутренних рейсах, по расчетам Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), составил порядка 22 млрд рублей. Раньше эти убытки практически полностью компенсировала прибыль, полученная на международных маршрутах. Но из-за девальвации рубля она резко сократилась, и в целом по итогам прошлого года отрасль ушла в глубокий минус. В АЭВТ общий убыток индустрии оценивают почти в 7 млрд рублей.

Но это лишь начало негативной тенденции. Сейчас все говорит о том, что эти убытки будут стремительно увеличиваться. Во-первых, уже в январе рост пассажиропотока у нас впервые с 2009 года сменился падением. В целом он сократился на 1,3%. А вот пассажирооборот упал почти на 10%. Это значит, что люди стали меньше летать за границу. По прогнозам Минтранса, только в первом квартале нынешнего года перевозки на международных маршрутах сократятся на 2%. При этом аналитики «Сбербанк CIB» уверены, что по итогам всего 2015 года падение пассажиропотока на международных авиалиниях составит 20–25%. В абсолютном выражении он сократится на 9 млн человек. Таким образом, а