Кто ты будешь такой

Русский бизнес / РЫНОК ДЕТСКИХ РАЗВЛЕЧЕНИЙ Идея города мастеров «Мастерславль» — совместить детские развлечения с профориентацией — оказалась удачной. Кризис, правда, внес коррективы в экономику проекта, но организаторы рассчитывают, что спад спроса будет временным

Есть рынки, которые в любой экономической ситуации сжимаются последними, например производство и продажа продуков питания или лекарств. К таким сегментам можно отнести и индустрию детских товаров и услуг — нуждами детей родители стараются не жертвовать. Именно на это и рассчитывают инвесторы крупных развлекательных проектов для детей, таких как «Мастерславль», «Кидбург», «Кидзания» и (международный бренд, развивающийся у нас по франшизе). Концепции парков похожи — это модель реально действующего города, пребывание детей в котором связано с изучением в игровой форме разных профессий, возможностями самим зарабатывать и тратить специальную местную валюту. Первым в Москве начал функционировать «Мастерславль» — парк открылся в мае прошлого года и уже в ноябре вышел на плановую загрузку мощностей. Впрочем, в дальнейшем экономический кризис и растерянность потребителей внесли коррективы: посещаемость стала заметно снижаться. Но это никак не повлияло на намерения инициаторов двух других проектов, которые подтвердили «Эксперту», что планируемые сроки открытия в Москве не переносятся. «Кидзания» будет запущена осенью в ТЦ «Авиапарк», «Кидбург» — в марте в Центральном детском магазине на Лубянке. Мария Карамышева, директор по развитию компании «Кидбург» (уже имеющей два парка поменьше в Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону), отметила, что «стоимость запуска проекта возросла в связи с увеличением цен на расходные материалы примерно на 40 процентов», тем не менее «сдвигов даты в связи с экономическим кризисом не планируется».

В свою очередь, «Мастерславль» также продолжает работу по строительству нового парка в Санкт-Петербурге и развитию нескольких дополнительных площадок в Москве. Создатель компании Виталий Сурвилло согласился подробно рассказать об экономике своего проекта, о первых результатах работы, о сложностях при реализации проекта и о новых проблемах в изменившейся экономике.

 

Для начала хотелось бы понять, как вообще возникла идея делать бизнес на детских развлечениях. Ваш основной бизнес, девелоперская компания «Эспро», связан со строительством и управлением логистическими и офисными площадями, ничего общего с индустрией детства. Это желание диверсифицировать деятельность или что-то еще?

— Мне уже часто приходилось рассказывать эту историю, вырабатывается какая-то официальная версия, и порой начинаешь задумываться, так ли все было на самом деле. Если заглянуть совсем глубоко, то, наверное, все идет из детства, я учился в прекрасной школе, где учителям удалось создать удивительную атмосферу, мы устраивали литературные вечера, каждое воскресенье куда-то выбирались. У меня осталось ощущение фантастически счастливого детства, и, когда я сейчас смотрю на то, как учатся мои дети, — а они учатся в очень хороших школах, — то я не вижу какой-то разделенной радости совместного открытия, совместного времяпрепровождения, общения. Все развитие проходит очень индивидуально, каждый отправляется в свои кружки, секции, на индивидуальные занятия, утыкается в гадже