Съезжаем под откос

Повестка дня
Москва, 16.02.2015
«Эксперт» №8 (934)

Предновогодний бум в сегменте продаж легковых автомобилей сменился резким спадом — в январе в России было реализовано 115,4 тыс. новых машин, почти на четверть меньше, чем в январе 2014-го, подсчитал комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса. Таким образом, нисходящий тренд продаж, сформировавшийся еще в середине 2012 года, после конъюнктурной передышки восстановился. Наиболее заметно упали продажи производителей, сильнее других задравших цены под влиянием девальвации рубля, — Opel, Chevrolet и Ford (с сентября прошлого года по середину января средние цены на автомобили этих брендов увеличились на 45–56%).

По итогам прошлого года, согласно подсчетам агентства PwC, продажи новых легковых автомобилей в России снизились на 10%, до 2340 тыс. штук. Объем рынка в валютном выражении сократился на 16%, до 58,2 млрд долларов, а в рублевом на 2% увеличился. И это несмотря на ажиотажный рост продаж в ноябре-декабре на фоне стремительного обесценения рубля и ожидаемого повышения цен. Кроме того, из-за разницы курсов валют в последние месяцы прошлого года около 50 тыс. новых машин приобрели покупатели из Казахстана и Белоруссии.

PwC прогнозирует, что рынок продолжит сжиматься, и по итогам года его объем упадет до 1,5–1,8 млн машин. Дилеры ждут углубления спада продаж уже в феврале до 35–40% в годовой оценке. Сильнее всего упадет реализация у чистых импортеров, не располагающих в России сборочными мощностями. Динамика продаж остальных производителей будет определяться достигнутым уровнем локализации, так что высоколокализованные марки (Lada, UAZ и др.) получают шанс существенно нарастить рыночную долю.

По итогам прошлого года российский авторынок съехал с 7-го на 8-е место в мире по емкости продаж новых машин, пропустив вперед Великобританию (2,5 млн единиц в 2014 году), а в этом году, вероятнее всего, нас обгонит и Франция (1,8 млн). Любопытно, что по уровню автомобилизации населения (57 машин на 100 домохозяйств в 2013 году) Россия заметно опережает автомобильный рынок номер один в мире, Китай (22 машины на 100 городских домохозяйств в 2012 году), но все еще сильно отстает от США и Японии, где среднестатистическое домохозяйство располагает более чем одной машиной.

Устойчивый рост объемов автопродаж в России, считают эксперты PwC, начнется в 2016 году. При этом восстановления рынка до максимальных объемов 2012 года можно ожидать не ранее 2019-го.

Доля машин, проданных в кредит, снизилась до 40,5% в прошлом году против 48% в 2013-м. А в четвертом квартале 2014-го под влиянием резкого роста процентных ставок по автокредитам эта доля, по оценке Национального бюро кредитных историй и аналитического агентства «Автостат», опустилась до 35,5%.

Существенно поддержать спрос в нынешнем году могло бы возобновление государственной программы льготного автокредитования (именно благодаря ей рынок оживился и в 2009-м, и в 2013 году). Но пока руководство Минпромторга не поддерживает ее реанимацию. В то же время программа утилизации автохлама будет продолжена.

Гигабайты прилетят с орбиты
Успехи в пилотируемой программе SpaceX не должны вводить в заблуждение. Главная цель Илона Маска — спутниковый интернет. Его проект Starlink призван изменить всю систему связи на Земле и построить новую экономику. Но экономический эффект от этого сейчас неочевиден. Именно поэтому ЕС и Россия начали реализацию более скромных конкурирующих программ
Страну разверстали по-новому
Помимо восьми федеральных округов в России теперь будет двенадцать макрорегионов. Самой прогрессивной формой расселения признаны агломерации. А каждому субъекту федерации назначена перспективная специализация. «Эксперт» попытался найти крупицы здравого смысла в недавно утвержденной Стратегии пространственного развития
Хватит занимать
Ограничение кредитования 50% дохода семьи не поможет ни банкам, ни заемщикам. Куда логичнее работать над повышением доходов населения и снижением банковских ставок

У партнеров

    Экономика и финансы
    Гигабайты прилетят с орбиты
    Успехи в пилотируемой программе SpaceX не должны вводить в заблуждение. Главная цель Илона Маска — спутниковый интернет. Его проект Starlink призван изменить всю систему связи на Земле и построить новую экономику. Но экономический эффект от этого сейчас неочевиден. Именно поэтому ЕС и Россия начали реализацию более скромных конкурирующих программ
    Страну разверстали по-новому
    Помимо восьми федеральных округов в России теперь будет двенадцать макрорегионов. Самой прогрессивной формой расселения признаны агломерации. А каждому субъекту федерации назначена перспективная специализация. «Эксперт» попытался найти крупицы здравого смысла в недавно утвержденной Стратегии пространственного развития
    Хватит занимать
    Ограничение кредитования 50% дохода семьи не поможет ни банкам, ни заемщикам. Куда логичнее работать над повышением доходов населения и снижением банковских ставок
    Реклама