Любование Уралом

Книги
Москва, 23.02.2015
«Эксперт» №9 (935)
Экономическая история Урала как захватывающее литературное приключение

Любая книга Алексея Иванова, одного из лучших писателей нашего времени, всегда интересна точкой зрения, с которой он приглашает посмотреть на мир: он принципиально уралоцентричен. Урал для писателя — центр нашей страны, регион, где творилась ее история, место силы, без которого не было бы такого явления, как Россия. Это характерно для его художественных произведений и тем более для серии книг его просветительского проекта «Хребет России». Третья из них, «Горнозаводская цивилизация», посвящена роли, которую Урал сыграл в становлении народного хозяйства страны, его взлетах и падениях, в формировании его сильных сторон, и возникновению препятствий, о которых спотыкалось экономическое развитие России.

В ней присутствует все, что характерно для серьезных краеведческих работ. Здесь и история хозяйственного освоения богатств Урала выходцами из Центральной России, и разбор отраслевого разнообразия его хозяйства, рассказ об этапах становления, роста и в иных случаях упадка отраслей, формирующих костяк горнозаводской цивилизации. В книге приводятся интереснейшие подробности технологии первых уральских заводов — металлургических и соляных. Автор знакомит нас с изобретениями и открытиями, сделанными инженерами, рудознатцами и мастеровыми Урала. Несколько глав посвящено искусству Урала, корнями уходящему в его промышленную сущность: каслинскому литью и работе с самоцветами. Раскрываются своеобразные черты капиталистического хозяйствования в регионе и роль государства в создании заводов — лидеров отечественного народного хозяйства и управлении ими. И все это способно заинтересовать не только жителей описываемой местности, но и (да простится мне этот штамп) — широкий круг читателей. Автор демонстрирует нам, как локальная промышленная история, начавшаяся в XVI веке, вплетается в историческую ткань страны в целом.

И все же вся эта тематика немотивированному читателю, не интересующемуся экономикой, наверняка показалась бы скучной, напиши о ней обычный краевед. Но эту книгу написал настоящий писатель: все сюжеты в ней выстроены так, что чтение становится захватывающим. Чего стоит описание уникальной логистической схемы доставки уральской продукции в центр России. Летний сплав произведенных на заводах в течение зимы пушек и чугуна по проложенным заводчанами каналам и системе реки Чусовой, других вариантов до появления железных дорог не существовало: «И вниз по речке, нарастая от завода к заводу, катилось рукотворное цунами — караванный вал. Длина этой волны была около 100 км. Волна уносила к Каме “железные караваны” — вереницы огромных дощатых барок».

Чусовая перестает восприниматься как простое географическое понятие. Она становится образом стихии, коварной, несущей барки со всем их содержимым на утесы. И с этой стихией борются настоящие «богатыри, не вы»: «Каждой баркой управлял капитан-сплавщик. Это был авторитет выше бога. Он умел на скорости провести неуклюжее судно мимо бойцов, жутких скал-убийц, что стояли на поворотах реки и вдребезги крушили барки. Барки, б

У партнеров

    «Эксперт»
    №9 (935) 23 февраля 2015
    Кризис в нефтехимии
    Содержание:
    Подозрительно пахнет дымом

    СБ-банк — первая официальная жертва банковского кризиса. Кто будет следующим, зависит от того, с какой скоростью будут материализоваться в банковских балансах последствия «черного вторника» и как долго банкирам удастся маскировать их

    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Потребление
    Реклама