Преодолеть барьеры

Специальный доклад
ЭКСПОРТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
У российских средних компаний хороший экспортный потенциал. Если разрушить разнообразные барьеры, мешающие им выходить на зарубежные рынки и, собственно, вести бизнес, этот потенциал может быть реализован уже в ближайшие годы
Преодолеть барьеры

По расчетам Министерства экономического развития, темпы роста российского экспорта должны вдвое превосходить темпы роста мировой экономики — в противном случае мы будем терять мировые рынки. Но пока около 70% российских зарубежных поставок — продукция ТЭКа, а наш несырьевой экспорт устойчивого роста все никак не показывает. Более того, скажем, поставки российскими предприятиями машиностроительной продукции в страны дальнего зарубежья снижаются и в абсолютных, и в относительных величинах.

Говоря о несырьевом экспорте, обычно имеют в виду прежде всего продукцию машиностроения, химической и лесобумажной промышленности, но на самом деле Россия способна экспортировать практически всю номенклатуру товаров — от одежды до инновационных лекарств и информационных технологий. Весь вопрос в том, будут ли у нас производители, способные активно вести себя на зарубежных рынках.

И тут главную роль должны сыграть не крупные, а средние компании.

 

Тысячи экспортеров

 

Во-первых, средних предприятий просто больше, чем крупных. Во-вторых, средние предприятия часто работают в определенной нише, и их специализированная продукция будет востребована и за рубежом: таким компаниям легко встроиться в производственные цепочки. В-третьих, нельзя недооценивать фактор низкой базы: если среднемировой показатель экспорта малых и средних предприятий составляет 15–20%, то в России подобные компании поставляют за рубеж не более 5% своей продукции: а, например, по данным Росстата, из 4,6 млн субъектов МСП экспортной деятельностью занимается менее 1%.

По заказу Либеральной платформы «Единой России» журнал «Эксперт» провел исследование экспортного потенциала средних российских компаний и подготовил соответствующий доклад. Под средним бизнесом мы условно подразумевали компании, годовая выручка которых не превосходит 20 млрд рублей по итогам 2013 года. Из перечня таких предприятий нами были исключены сырьевые компании, компании оборонного комплекса (кроме военной производящих еще и широкий ассортимент продукции гражданского назначения), атомной и космической отрасли (так как экспорт такой продукции осуществляется через специализированные структуры), а также строительный сектор, ЖКХ и электроэнергетика. Для выделения перспективных компаний мы анализировали рентабельность основных средств и простейшую ретроспективу по основным средствам и выручке, динамика которой должна быть положительной. Требование к каждому показателю должно отвечать стандартным значениям для соответствующих отраслей. Однако оценка средних предприятий требует неформального подхода, поэтому в список включены и компании, соответствующие не только букве, но и духу требований.

В итоге нами было выделено порядка 2,5 тыс. компаний, способных наращивать свой экспортный потенциал. После этого мы в произвольном порядке отобрали более 20 компаний и провели с ними углубленные интервью, чтобы выяснить, экспортируют ли они сейчас свою продукцию, испытывают ли сложности с развитием внешних поставок, и понять, какие меры поддержки э