Разрыв мобильного шаблона

Русский бизнес
ИННОВАЦИИ
«Эксперт» №10 (936) 2 марта 2015
Создав новый продукт на рынке большеэкранных смартфонов, компания Yota Devices удивила капризный мир потребительской электроники. Но подчинить себе этот мир компания сможет лишь в том случае, если сумеет привлечь инвестиции в полмиллиарда долларов
Разрыв мобильного шаблона

Российский частный бизнес столкнулся с беспрецедентным ухудшением условий: кредитные ресурсы фактически оказались недоступны, внешние рынки заблокированы, потребительский спрос сокращается. Компании, рискнувшие вложиться в технологии, в еще более тяжелом положении — окупить такие крупные инвестиции невозможно. Бизнес-история, которую мы хотим рассказать, настолько диссонирует с этой мрачной картиной, что вызывает искреннее любопытство.

Многие знают, что в продаже появился «первый русский смартфон» под названием YotaPhone, в который впервые в мире интегрирован полнофункциональный дисплей, разработанный по технологии электронных чернил. Однако мало кто знает, что этот аппарат занял первое место за инновации на всех престижных профильных международных выставках и фестивалях, включая Мобильный конгресс в Барселоне, CES в Лас-Вегасе и «Каннских львов» во Франции. Крупнейший в мире мобильный оператор Vodafone начал продавать российское устройство в Европе «в приоритетном порядке»; аналогичные соглашения были заключены с ведущим дистрибутором мобильной электроники в Китае Potevio и крупнейшим на Ближнем Востоке оператором связи EtiSalat. YotaPhone-2 публично купили основатель корпорации Apple Стив Возняк и целый ряд других именитых персон. По оценкам аналитиков, в течение года компания сможет продать до 2 млн устройств, заняв около 3% глобального рынка в сегменте большеэкранных смартфонов.

Сможет ли московский стартап встроиться в глобальную кооперацию в отрасли и выйти на массовое производство, сравнимое с грандами рынка мобильной электроники Samsung и Apple? Покажет время. Однако уже сейчас можно констатировать, что небольшой стартап, выделенный из оператора связи, всего за год смог вырасти в компанию, которая, по сути, начала формировать несуществующую в России отрасль потребительской электроники.

Банановый король и другие авантюристы

История компании Yota Devices — это не бизнес-план и его методичная реализация и не многократно выверенное вложение капитала расчетливых инвесторов. Старт этого бизнеса вообще нельзя привязать к стандартным формулам инвестиций, известных в рыночной экономике. Мы бы сказали, что это гремучая смесь авантюризма, харизмы лидера и бронебойной воли к победе. Учитывая устойчивый скепсис потребителей во всем мире по отношению к «русским гаджетам» (в том числе в самой России), смешной для этой отрасли объем инвестиций 15 млн долларов (затраты на разработку новой модели у конкурентов составляют 150–200 млн) и отсутствие опыта работы на рынке потребительской электроники, это был сумасшедший риск. Прежде всего для людей, которые вложили в эту безумную авантюру свои деньги. Таким смелым инвестором стал фонд Telconet и его владельцы, известные предприниматели Сергей Адоньев и Альберт Авдолян — фигуры в российском бизнесе сами по себе яркие и с интересной историей капитала.

В 1993 году Адоньев вместе с Владимиром Кехманом и Олегом Бойко основал компанию «Олби-Джаз», которая стала практически монопольным поставщиком в Россию сахара и ф

Российский смартфон занял первоеместо на всех престижных профильныхмеждународных выставках и фести-валях, включая Мобильный конгрессв Барселоне, CES в Лас-Вегасе и «Канн-ские львы» во Франции