Ритейлеры объединяют усилия

Русский бизнес
РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ
«Эксперт» №10 (936) 2 марта 2015
С помощью новой ассоциации розничные сетевые компании намерены повысить защищенность собственного бизнеса, оздоровить ситуацию в розничной торговле и уменьшить свои потери в кризис
Ритейлеры объединяют усилия

На днях в России была учреждена Национальная ассоциация сетевой торговли (НАСТ), в которую вошли непродовольственные розничные сети, представляющие так называемый средний сетевой ритейл. Инициаторы создания ассоциации — владельцы и руководители нескольких известных компаний: IDEAS4RETAIL (магазины Humleys, Imaginarium, Cook House и др.), «Адамас» (сеть ювелирных украшений), ГК «Новард» (обувная сеть «Эконика»), Inventive Retail Group (сети фирменных магазинов Apple, Samsung, Lego, Nike и др.). Около 40 компаний объявили о готовности войти в ассоциацию, которая уже представляет интересы порядка 6000 торговых точек в стране.

Задача новой ассоциации — решение назревших отраслевых проблем, в первую очередь — создание условий для минимизации ритейлерами своих издержек в условиях снижающегося потребительского спроса. «Сегодня вопрос стоит так: будет ли вообще дальше существовать цивилизованный ритейл?» — описывают нынешнюю ситуацию на рынке сами ритейлеры. Потребительский спрос, по их словам, падает с осени 2013 года, за 2014-й трафик в торговых центрах снизился на десятки процентов, а девальвация рубля в конце года, ставшая причиной удорожания товаров и роста арендных ставок, привела розничный бизнес к критическому состоянию. Более того, после завершения высокого сезона, приходящегося на январско-мартовские праздники, ритейлеры ожидают еще более драматического ухудшения ситуации.

Учредители НАСТ выделяют шесть актуальных направлений своей работы, за каждое из которых будет отвечать отдельный комитет во главе с членом правления ассоциации (учредители принципиально отказались от создания должности руководителя всей организации). Это — взаимодействие с арендодателями и отстаивание прав ритейлеров как арендаторов; взаимодействие с органами власти с целью учета реальных потребностей индустрии розничной торговли в сфере госрегулирования и сокращения излишней административной нагрузки на отрасль; системная работа по подготовке кадров в отрасли и популяризация профессии продавца; работа с государством по вопросам инвестиций и налогообложения в отрасли; взаимодействие с «внешним» миром — другими ассоциациями и общественными организациями, прежде всего с уже существующей ассоциацией розничной торговли — АКОРТ и деловыми организациями, и наконец, обмен между членами ассоциации лучшими практиками и инновациями.

Данная повестка дня частично пересекается с задачами АКОРТ, крупнейшей на сегодняшний день розничной ассоциации, прежде всего в области госрегулирования в отрасли. Но АКОРТ объединяет в основном крупные продовольственные сети и крупный нон-фуд ритейл, представленный якорными арендаторами в торговых центрах и формирующий покупательский трафик. «За последние годы в стране сложился сетевой среднеформатный ритейл, у которого несколько иная, чем у продовольственных сетей, повестка дня. Прежде всего у нас есть специфика в подготовке кадров, особенно в фэшн-ритейле. Для АКОРТа основным сегодня являются вопросы госрегулирования, в частности все, что связано с Зако