Трубники приспособились к меняющемуся спросу

Русский бизнес
«Эксперт» №10 (936) 2 марта 2015
Входящий в ОМК Выксунский металлургический завод (ВМЗ) завершил модернизацию своего трубоэлектросварочного цеха № 2, на которую было потрачено 1,4 млрд рублей

В цеху были построены сразу три новых трубных стана, которые во второй половине этого года выйдут на проектную мощность. Это позволит увеличить производство на 30%, до 290 тыс. тонн трубной продукции в год, а также заметно расширить ассортимент выпускаемых труб. В частности, там будут производиться новые трубы для нефтегазовой отрасли с улучшенными характеристиками.

ОМК — один из ведущих игроков на российском трубном рынке. На компанию приходится 34% отечественного рынка труб большого диаметра, 15% рынка соединительных деталей трубопроводов и 12% рынка трубопроводной арматуры.

Трубоэлектросварочный цех № 2 ВМЗ специализируется на выпуске конструкционных, водопроводных и газопроводных труб малого диаметра, а также труб общего назначения и профиля для строительства и ЖКХ.

Рынок стальных труб в России в последнее время растет. По итогам 2014 года спрос на стальные трубы в стране составил 10,64 млн тонн, это на 8,5% больше показателей 2013 года. Для сравнения: всего в России за прошлый год было выплавлено 70,7 млн тонн стали, а темпы роста составили всего 2,6%.

Однако у трубного роста есть своя специфика. Его локомотивом в России в последнее десятилетие традиционно были трубы большого диаметра, главным образом для проектов строительства магистральных нефте- и газопроводов, а также трубы нефтегазового сегмента (для добычи). В то время как сегмент малых газо- и водопроводных труб остается проблемным. Если рынок труб большого диаметра в прошлом году вырос в натуральном исчислении на 37%, а нефтегазовых труб — на 3,5%, то сегмент малых труб сократился на 2%.

По итогам 2015 года в отрасли ждут продолжения этой тенденции. Если спрос на трубы большого диаметра даже вырастет, несмотря на кризисные явления в экономике, то сегмент малых труб обвалится на 12%, профильных труб — на 15%.

Таким образом, предприятия, работающие в сегменте малых газо- и водопроводных труб и профиля, вынуждены приспосабливаться к новым рыночным реалиям, когда на фоне избытка предложения (от двух- до восьмикратного, в зависимости от региона) необходимо вести борьбу за потребителя, предлагая лучшее качество и более разнообразный ассортимент. Очевидно, ОМК намерена преодолеть эти трудности и сохранить за собой место на трубном рынке.