Хорошо забытое старое

Русский бизнес
ДАЛЬНИЙ ВОСТОК
«Эксперт» №12 (938) 16 марта 2015
Режим порто-франко был введен во Владивостоке в 1862 году, уже через два года после его основания. Он просуществовал до 1900 года, в 1904-м был возвращен, а в 1909-м его прикрыли окончательно
Хорошо забытое старое

Мотивы беспошлинного ввоза по морю товаров на Дальний Восток были очевидны. Стояла задача освоения и заселения восточной окраины Российской империи. Военных и гражданских жителей нужно было снабжать товарами, везти которые из Центральной России было невозможно — не было ни железной дороги (строительство Транссиба было завершено в 1916 году), ни налаженной пароходной линии. В силу отсутствия дорог власть не опасалась, что через Владивосток беспошлинные товары хлынут в остальную Россию, обрушивая рынок и производство.

Тем не менее уже тогда обложили экспортной пошлиной, например, морскую капусту, которую вывозили из Приморья в Китай. В 1888 году на ряд ввозимых в местные порты товаров распространили действие Общего таможенного тарифа по европейской торговле. Государство лишь чуть ослабило гайки. Ввоз товаров, которые было нельзя доставить в Приморье из Европейской России, оставили свободным, тогда как консервы, чай, сыр, рыбу, «мягкую рухлядь», обувь и многое другое обложили пошлинами.

Когда появилась железная дорога, стало проще снабжать регион товарами «из России». Одновременно встала задача пресечь угрозу проникновения беспошлинных товаров из Приморья на запад. Поэтому в 1900 году порто-франко во Владивостоке отменили, сохранив, однако, ряд льгот: как видим, и введение, и отмена порто-франко были очень относительны.

В эти же годы Россия устроила на арендованном у Китая Ляодунском полуострове порт Дальний и военную базу Порт-Артур, которые оттянули на себя внимание власти и бизнеса. Владивосток стал приходить в упадок. «Закрывшись», он уже не мог конкурировать с китайским портом Инкоу, через который беспошлинный импорт шел в Маньчжурию и далее в Россию через сухопутную границу с Китаем. Приамурье потеряло рынок не только Маньчжурии и Кореи, но даже Сахалина и дальневосточных «северов» — им, сохранившим льготы по импорту, оказалось проще работать напрямую с заграницей, нежели с Владивостоком. Местная общественность сочиняла отчаянные петиции с просьбой вернуть Владивостоку статус порто-франко. Что и? было сделано в 1904 году, хотя единства в верхах по этому вопросу не было (одним из противников идеи был министр финансов Сергей Витте). Одни считали, что без порто-франко Приамурье не сможет конкурировать с Маньчжурией и развиваться. Другие, видя в льготном режиме опасность экономического захвата Дальнего Востока соседями, настаивали на том, чтобы Приамурье имело «общее с коренной Россией экономическое кровообращение».

В 1909 году порто-франко во Владивостоке отменили снова, введя действие общего таможенного тарифа — но опять-таки со многими исключениями. Остался беспошлинным ввоз многих продуктов, скота, сельхоз- и промышленных орудий, стройматериалов, металлов, угля и т. д. Понимая, что регион не в силах обеспечить себя сам, власти оставили особые условия, прописав для Приамурья «некоторые отступления от общей протекционистской политики». Для Владивостока это было выгодно, тем более что он уже не имел столь мощного внутреннего конкурента, как порт