Ростовщиков привлекают торговые сети

Русский бизнес
Москва, 14.03.2015
«Эксперт» №12 (938)
Микрофинансовые организации активизировали свою деятельность в торговых сетях. Однако им будет трудно конкурировать с банками, а у ритейлеров есть риск нарваться на недобросовестных партнеров

Снижение спроса подталкивает торговые сети к изобретению новых способов привлечения покупателей. Продавцы готовы экспериментировать с займами для клиентов от микрофинансовых организаций (МФО) — те рассчитывают занять освобождаемую банками нишу потребительского кредитования в местах продаж. До недавнего времени рынок моментального потребительского кредитования в торговых точках (POS-кредитование) полностью принадлежал банкам. Хотя затраты банкиров на предоставление этой услуги выше, поскольку им приходится содержать своих представителей в торговых залах, банковские микрозаймы на покупки дешевле (12–20% от стоимости покупки), чем в среднем предлагают МФО (30–160%). Поэтому последние долгое время не рисковали испытывать судьбу в рознице. Но все изменилось с развитием онлайн-кредитования со стороны МФО — у покупателей появилась возможность получить кредит на покупку в течение 15 минут, не выходя из торгового зала. И сейчас эту услугу пытаются освоить некоторые МФО.

Например, новые горизонты на рынке микрофинансирования, который за прошлый год прибавил 40%, превысив в объеме 100 млрд рублей, увидели в петербургском МФО «Рево технологии». Сейчас «Рево технологии» запускают в тестовом режиме программы предоставления рассрочки в магазинах «Центробувь», Centro, Takko Fashion, Alba, сетях «Мэлон фэшн груп» и др. Если покупатель сетует на нехватку денег, понравившуюся ему вещь предлагают купить с рассрочкой от трех до шести месяцев. «Схема проста: наш продавец сам заполняет договор и отсылает его в “Рево технологии”, которые в течение пятнадцати минут дают ответ и выплачивают сумму покупки, — пояснили в компании “Центробувь”. — Банки стали чаще давать отказы, а МФО если и возвращает договор, то из-за опечатки продавца. К тому же намного быстрее дает ответ». По словам ритейлеров, МФО за эти четверть часа с помощью специальной базы данных проверяет качество заемщика по 200 критериям — от судимости до имеющихся задолженностей.

В случае с «Рево технологиями» используется схема, отличающаяся от классической схемы микрозайма: продавец тоже платит по кредиту, но свою часть он закладывает в цену товара, которая в рассрочку будет выше, чем при покупке без кредита.

Если все так, как изложено в условиях, то клиент не платит высоких процентов, когда укладывается в период рассрочки. «Опыт “Рево технологий” в самом деле интересный, поскольку торговым сетям предлагается разделить стоимость микрокредита с покупателем, — говорит генеральный директор Института фондового рынка и управления Виктор Майданюк. — По сути, это прямая конкуренция POS-кредитованию банками, которые вынуждены иметь представительства, офисы при торговых точках».

Пионер рассрочки и продаж в кредит «Обувь России» сомневается, что маскировка дорогого микрокредита под рассрочку будет долго иметь успех.

«Проект “Рево технологий”, на наш взгляд, то же самое потребительское кредитование, а этот рынок уже достаточно давно существует, и на нем много крупных игроков из числа банков, — говорит владелец компании “О

У партнеров

    «Эксперт»
    №12 (938) 16 марта 2015
    СВОБОДНЫЙ ПОРТ ВЛАДИВОСТОК
    Содержание:
    Перед закрытыми воротами

    Политические риски в отношениях России и стран ЕС оказались достаточно масштабными и сказываются на возможностях инвестиций даже далеких от Кремля российских компаний

    Повестка дня
    Коротко
    Экономика и финансы
    Наука и технологии
    Культура
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама