Уже не роскошь, но больше, чем средство передвижения

Повестка дня
Москва, 14.03.2015
«Эксперт» №12 (938)
Самым автомобилизированным городом России оказался Уссурийск

Как следует из свежих данных агентства «Автостат» по 50 городам РФ с крупнейшим автопарком, в этом приморском райцентре с населением 156 тыс. человек зарегистрировано почти 132 тыс. легковых автомобилей. Получается 842 на тысячу жителей — результат, достойный США или Германии. Неплохо выглядит и статистика из других дальневосточных городов — Владивостока, Находки, Петропавловска-Камчатского. Здесь показатель автомобилизации зашкаливает за 500 машин на тысячу жителей, то есть на одно авто тут приходится менее двух человек, включая стариков и младенцев.

Для сравнения: Москва, обладающая самым крупным в России легковым парком в 3,84 млн единиц (на 1 января 2015 года, без учета LCV), автомобилизирована существенно меньше: 317 машин на тысячу горожан. Правда, физическое присутствие автомобилей на улицах столицы не в пример плотнее приморского. По имеющимся оценкам, на дорогах Москвы лишь у половины легковушек столичные номера, другая половина — это примерно в равных долях машины с регистрацией в Московской области и во всех прочих регионах РФ. При этом с началом кризиса машин на московских дорогах стало несколько меньше, а вот автомобилей с немосковскими номерами, от Самары и Твери до Ямала, — заметно больше.

Три четверти парка в Москве составляют иномарки (включая иностранные бренды российской сборки), тогда как в большинстве городов с крупным автопарком на них приходится от 55 до 65% машин. Есть, впрочем, и закономерные исключения: в приграничных городах Дальнего Востока и Калининграде только каждый десятый автомобиль не иномарка, тогда как города Поволжья остаются заповедником отечественных машин (на родине АвтоВАЗа в Тольятти иномарки составляют лишь около трети автопарка, в Саратове, Ульяновске и Набережных Челнах — чуть менее половины, в Самаре — чуть более половины).

Весь российский автопарк на начало текущего года «Автостат» оценил в 40,85 млн единиц, что дает средний по стране уровень автомобилизации 279 машин на тысячу жителей, или чуть менее семи автомобилей на десять семей (домохозяйств). По сравнению с позднесоветским уровнем (1,4 машины на десять домохозяйств) это колоссальный шаг вперед. Однако нам есть куда расти — в США и Японии, например, среднее домохозяйство располагает более чем одним автомобилем.

В нынешнем году темпы увеличения российского автопарка замедлятся. В прошлом году продажи новых легковых автомобилей в России снизились на 10%. В первые месяцы текущего года спад продаж углубляется: в январе падение составило 24% к соответствующему месяцу прошлого года, в феврале — почти 38%, свидетельствуют данные комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса.

У партнеров

    «Эксперт»
    №12 (938) 16 марта 2015
    СВОБОДНЫЙ ПОРТ ВЛАДИВОСТОК
    Содержание:
    Перед закрытыми воротами

    Политические риски в отношениях России и стран ЕС оказались достаточно масштабными и сказываются на возможностях инвестиций даже далеких от Кремля российских компаний

    Повестка дня
    Коротко
    Экономика и финансы
    Наука и технологии
    Культура
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама