Запереть людей в комнате и заработать

Русский бизнес
НОВЫЙ БИЗНЕС
«Эксперт» №12 (938) 16 марта 2015
Обезвредить бомбу, внедриться в психиатрическую больницу и разгадать зловещий ход событий, не оказавшись их участником и пациентом, выбраться с космического корабля, где что-то пошло не так, и многое другое
Запереть людей в комнате и заработать

— На что делали ставку?

— Это было скорее развлечение.

 

Обезвредить бомбу, внедриться в психиатрическую больницу и разгадать зловещий ход событий, не оказавшись их участником и пациентом, выбраться с космического корабля, где что-то пошло не так, сбежать из ловушки коварных клоунов «Цирка на таганке», разгадать в подвалах Лубянки тайну маски, и многое другое. На то, чтобы пройти сюжет, компании из двух-четырех человек, выложившей за развлечение от 2,5 до 4,5 тыс. рублей, дается час. Использовать для решения задачи нужно логику, внимательность и все, что есть в помещении. Если отведенных 60 минут не хватит, бомба сработает, но команду ждет лишь разочарование от неудачи.

С декабря 2013 года основатели «Клаустрофобии» — Богдан Кравцов, Тимур Кадыров и Сергей Кузнецов заключили 150 договоров франшизы. На стадии строительства 500 квестов, причем не только в России. Неожиданно командное развлечение заметили корпоративные клиенты. Абсолютная вовлеченность игроков, у которых на время игры даже забирают мобильные телефоны, привлекла и рекламные бюджеты алкогольных брендов, потерявших телевизионные площадки. В очереди автопроизводители, сетевые ритейлеры, другие компании обсуждают сценарии для проведения тимбилдинга.

«Мы даже близко не закладывались на такой рост. Думали, что примерно за год наш квест окупится, какое-то количество клиентов, возможно, появится еще и по франшизе. Первый квест мы окупили за пару недель», — вспоминает Кузнецов. Тогда ж появились и первые франчайзи. Взнос начинался от 7,5 тысяч долларов. «На момент заключения договора с “Клаустрофобией” франшиза по Москве уже стоила три миллиона рублей. Буквально через пару месяцев продажи закрыли, при этом последняя франшиза была куплена за восемь миллионов» - свидетельствуют франчайзи Милана Валевская и Денис Белецкий. За время, которое им потребовалось на открытие их локации «Заброшенная фабрика масок» - сменились три «поколения» квестов и задачи пришлось существенно дорабатывать.  

Бизнес понаслышке

Для Сергея Кузнецова и Тимура Кадырова это далеко не первый успешный бизнес — об их проекте странных товаров Stupid Casual, одним из которых стала принесшая создателям не один миллион настольная игра «Имаджинариум», мы писали больше года назад (см. «Игры, в которые играют люди» в «Эксперте» № 48 за 2013 г.).

С идеей квестов летом 2013-го к бизнесменам пришел Богдан Кравцов (работал программистом в «Яндексе» и руководил спецпроектами в «Студии Артемия Лебедева»). «Мы знакомы очень давно. Богдан помогал с механикой для наших настольных игр, придумал какие-то необычные штуки. Он вообще человек с мозгами. И если мы — это эмоции и импульсивность, то он спокойный и рассудительный, — так оценивает партнера Сергей Кузнецов. — Сказал, что поиграл в такой квест, когда был в Будапеште. Выглядело забавно». При этом в Венгрии несколько десятков локаций от разрозненных создателей и с разной степенью сложности работали около шесть лет и предназначались скорее для гиков — хмурых гениев, готовых методично реша