В погоне за викингами

Русский бизнес
Москва, 30.03.2015
«Эксперт» №14 (940)
Сотовые операторы внедряют мобильную связь четвертого поколения и тратят на ее развитие десятки миллиардов рублей. Через три года технологии 4G будут доступны 30 млн российских абонентов, а голосовые звонки, как в Скандинавии, станут бесплатными

Государство впервые выставляет на аукцион частоты для мобильной связи четвертого поколения 4G (LTE). Как подтвердили «Эксперту» в Минкомсвязи и Роскомнадзоре, аукцион планируется провести не позднее осени 2015 года, частоты будут разделены на 82 лота. Один из них — это федеральная лицензия на всю страну, остальные — региональные, которые охватят всю Россию, за исключением Москвы, Московской области, Крыма и Севастополя.

Борьба за федеральную частоту развернется, скорее всего, между «Вымпелкомом» и МТС, а региональные могут достаться Tele2. Для «Мегафона» же аукцион принципиального значения не имеет: компания — лидер рынка по внедрению технологии связи четвертого поколения. Поэтому результаты аукциона существующую конфигурацию почти не изменят.

Рынок требует инвестиций

Первый коммерческий запуск сетей стандарта 4G (LTE) в России осуществила в Новосибирске в декабре 2011 года компания «Скартел» (бренд Yota). Тогда же в Томске начал работу первый в стране завод по производству базовых станций 4G. В Москве сеть LTE была запущена весной 2012-го группой компаний «Антарес». Еще через год технологию, первым из операторов «большой тройки», начал внедрять «Мегафон» — сначала в Новосибирске, затем в Москве. Осенью 2012-го новая сеть была доступна в 23 городах России. Сегодня она охватывает почти все регионы, за исключением Камчатского края, Магаданской области, Чукотского и Ненецкого автономных округов, а также Севастополя. Существенный скачок на рынке произошел в прошлом году. По данным Роскомнадзора, количество действующих базовых станций стандарта 4G увеличилось в 3,4 раза — c 12,364 тыс. в 2013 году до 42,047 тыс. по итогам 2014-го. С развитием технологии четвертого поколения стремительно растет и количество абонентов, которые переходят на новый стандарт. Если на 1 апреля 2014 года в России насчитывалось около 2 млн пользователей 4G, то к концу года эта цифра увеличилась до 7 млн человек. К 2018 году, по прогнозам J’son & Partners Consulting, абонентская база в данном сегменте вырастет до 20 млн человек. А гендиректор агентства Telecom Daily Денис Кусков и вовсе считает, что эта аудитория расширится до 30–40 млн человек. Следовательно, рынок потребует новых инвестиций. И операторы к этим тратам уже готовы.

Базовая цена

Согласно лицензионным требованиям, каждый оператор из теперь уже «большой четверки» должен ежегодно расходовать на сети LTE не менее 15 млрд рублей до 2019 года. На эти деньги можно запускать до 5 тыс. новых базовых станций 4G в год: в среднем стоимость установки одной станции «под ключ» составляет до 50 тыс. долларов. Но цена зависит от многих факторов и меняется в очень широких пределах. Например, базовую станцию можно разместить на крыше здания или на опоре освещения и платить за аренду владельцу. А можно самостоятельно строить для нее специальную многометровую башню (бетонную, металлическую конструкцию и т. д.), делать подъездные пути, обеспечивать резервное электропитание и прочее. Основные составляющие — это затраты на обору

У партнеров

    «Эксперт»
    №14 (940) 30 марта 2015
    БЕНЯ И ПЕТЯ ДЕЛЯТ УКРАИНУ
    Содержание:
    Почти как в Турции

    Петру Порошенко удалось лишить Игоря Коломойского поста губернатора Днепропетровской области. Однако далеко не факт, что опального олигарха удастся так же легко лишить его активов

    Коротко
    Русский бизнес
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама