Инвестиционная перезагрузка

Специальный доклад / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КАПИТАЛ Для снижения последствий инвестиционного спада наиболее успешные региональные институты развития стали изобретать новые способы привлечения иностранного капитала. Иные и вовсе пошли по нестандартному пути, начав оказывать помощь местным предприятиям в расширении рынков сбыта

В условиях экономического спада, охлаждения со стороны западного бизнеса и сокращения бюджетов на поддержку предпринимательства наиболее инициативные региональные власти вынуждены искать новые инструменты для привлечения инвестиций. Об этом свидетельствует активизация паломничества чиновников в те регионы, где ранее уже удалось обеспечить наиболее благоприятные условия для ведения бизнеса. «Впору создавать отдел по сопровождению коллег», — шутят в успешных корпорациях развития и отмечают, что единых рецептов для превращения «полупустыни» в Эльдорадо быть не может: каждому придется если не изобретать, то по крайней мере собирать собственный велосипед. Однако общий тренд уже ясен: сохранить и даже увеличить объем привлеченных инвестиций в этом году смогут те, кто воспользуется повышением интереса к России со стороны бизнеса внесанкционных стран. Инвесторов из стран Азии, Ближнего Востока и даже Африки стали интересовать новые возможности России, которые сейчас поневоле упускают западные предприниматели.

Без ручного управления не обойтись

Благотворные для бизнеса «инъекции» чиновники экономического блока всех 85 регионов получили еще в прошлом году, во время организованных деловыми объединениями и Агентством стратегических инициатив семинаров по внедрению лучших практик повышения инвестиционной привлекательности. Лидерами в этой сфере признаны Ульяновская, Калужская, Новосибирская и Челябинская области, Татарстан, Башкирия. Их опыт показывает, что, например, для сокращения сроков получения разрешительных документов на строительство с двух лет до двух-трех месяцев недостаточно просто разгрести «авгиевы конюшни» из тысяч нормативных актов и увязать десятки ведомств в системе «одного окна». Едва ли не начисто переписав местные регламенты, первопроходцы пришли к выводу, что чиновники все равно скатываются к волоките или коррупции. Чтобы предприниматель не чувствовал себя обманутым, регионы-лидеры один за другим расширили функции своих корпораций развития и начали не просто завлекать инвесторов, но и сопровождать их в походах по инстанциям вплоть до начала реализации проектов. Когда служащий видит рядом с предпринимателем представителя власти, у которого полномочия от губернатора, у него и в мыслях не возникнет желания заломить цену на подключение к электросетям, навязать втридорога систему безопасности от «карманной» фирмы или отыскать другой повод для вымогательства взятки. Но и эта модель сопровождения проектов работала со скрипом, пока главы регионов-лидеров не начали проводить регулярные разборы полетов с нарушителями. В результате в среднем по таким регионам инвестиции за пять-десять лет выросли в пять-десять раз. Это, пожалуй, основное, что усвоили чиновники на семинарах по инвестклимату. В итоге менее чем за полгода в России утроилось число местных корпораций развития и проектных офисов (сейчас они есть более чем в 20 субъектах федерации).

«Позитивные подвижки по снижению административных барьеров с середины прошлого года видны в половине регио