Злостные и маргинальные

Русский бизнес
Москва, 20.04.2015
«Эксперт» №17 (943)
Существующая схема сбора денег в ЖКХ выгодна лишь недобросовестным участникам рынка и отчаянным неплательщикам. Кардинально изменить ситуацию должны прямые договоры поставщиков ресурсов и жителей

Содержание жилья обходится российским гражданам все дороже. Повышение тарифов — и слабая связь удорожания с качеством услуг ЖКХ — прямое следствие того, как устроена система взаиморасчетов внутри коммунальной сферы.

Квартплатную платежку любого россиянина, проживающего в многоквартирном доме, можно разделить на две части: непосредственно коммунальные платежи — вода, тепло, свет, — находящиеся под жестким контролем правительства, и жилищные платежи — на содержание и ремонт дома, тарифы по которым номинально находятся под контролем жильцов.

Чтобы поднять тарифы на жилищные услуги, необходимо одобрение общего собрания жильцов. Но законным путем сделать это практически невозможно — ни одно собрание жильцов не одобрит серьезного повышения тарифа.

Казалось бы, неплатежи — проблема самих коммунальщиков. Но это не так. Отрасль ЖКХ постепенно выстраивает прозрачные и рыночные отношения, а долги, спровоцированные неплатежами и передающиеся по цепочке участников отрасли, приводят к тому, что инфраструктура продолжает дряхлеть, а деньги, которые могли бы пойти на ее модернизацию, уходят нечистым на руку управляющим и банкам, у каковых добросовестные компании берут кредиты на покрытие кассовых разрывов.

На сегодня в отрасли сложилась ситуация, когда 77% граждан исправно платят за услуги ЖКХ, еще 11% граждан оплачивают свои счета в течение трех месяцев после наступления даты платежа, 7% — в течение полугода, еще 2,5% — маргинальные граждане, считающие услуги ЖКХ общественным благом; наконец, 2,5% наших сограждан действительно находятся в тяжелой жизненной ситуации и просто не могут оплачивать счета. При этом, по статистике энергосбытовых компаний, социально не защищенные слои населения, такие как пенсионеры и инвалиды, составляют лишь 0,2% от всех задолжников. 

 

Не хочу платить — и не буду

 

Самый показательный сегмент ЖКХ — энергетика: именно энергосбытовые компании первыми, еще лет десять назад, начали наводить порядок с платежами.

«ТНС энерго» занимается продажей электроэнергии в 10 субъектах Российской Федерации и контролирует порядка 10% рынка сбыта. Это достаточно крупный игрок, чтобы на его примере можно было понять проблемы неплатежей отрасли электроэнергетики и отчасти коммуналки.

В компании делят задолжников на три группы — недобросовестных плательщиков, оплачивающих свои счета за электроэнергию в течение трех месяцев; злостных неплательщиков, которым на оплату счетов нужно от трех до 12 месяцев; и всех прочих — либо считающих оплату коммуналки необязательной, либо попавших в трудную жизненную ситуацию (таких всего набирается 5%, и на их долю приходится около 50% долгов с просрочкой от года).

На самом деле люди, вовремя не оплатившие коммунальные платежи, создают большое давление на отрасль.

«Мы всегда идем навстречу гражданам, которые не могут оплатить счета за коммуналку, и ищем пути выход из ситуации, — говорит глава “ТНС энерго” Дмитрий Аржанов. — Однако нужно учитывать, что есть невозвратные долги. Это порядка 2,5 процента от всех платежей. Как

У партнеров

    «Эксперт»
    №17 (943) 20 апреля 2015
    Столетний кошмар
    Содержание:
    Владимир Путин: все работает

    Президент на «прямой линии» транслирует позитивный взгляд на развитие страны

    Реклама