Дорога над пропастью

Тема недели
Москва, 27.04.2015
«Эксперт» №18-19 (944)
Жесткий потребительский пессимизм продолжает гнать российский авторынок вниз. Останавливаются автозаводы, уходят из страны производители, рушится бизнес у дилеров. Все ли так плохо? И когда продажи машин «нащупают дно»?

Российский автомобильный рынок продолжает переживать жесточайший кризис: по итогам марта падение продаж новых легковых машин в стране составило 42,5% (до 139,8 тыс. шт.), за первый квартал –36% (см. график 1). И это не предел, дальше будет хуже, убеждены участники рынка. «Авторынок еще не достиг дна. В ближайшие месяцы падение продаж продолжится, самыми трудными станут апрель и май», — прогнозирует Олег Мосеев, вице-президент Российской ассоциации автомобильных дилеров (РОАД).

Продавцы заявляют, что по итогам года продажи новых машин упадут в лучшем случае наполовину, до 1,2–1,3 млн единиц (см. график 2). Однако есть скептики, которые утверждают, что продажи не поднимутся выше отметки 1 млн автомобилей, то есть падение составит 70% и более. На грани выживания оказалась вся автомобильная отрасль — автозаводы, импортеры, дилеры, связанные с авторынком страховой и банковский секторы.

Потребительский пессимизм

Давление на автомобильный рынок сейчас оказывают множество факторов. Самый фундаментальный из них — то, что игроки рынка называют жестким потребительским пессимизмом: люди не уверены в завтрашнем дне и откладывают приобретение дорогих товаров длительного пользования, к которым как раз и относится личное транспортное средство.

Из экономических факторов крайне негативное влияние оказывает рухнувший рынок автокредитования. Взлетевшие процентные ставки по автокредитам (в некоторых случаях до 25–30% годовых), по сути, остановили такой механизм продажи машин. «Если человек для покупки машины берет кредит на три-четыре года, то ему придется заплатить две цены!» — эмоционально комментируют ситуацию продавцы. Как следствие: если ранее продажи в кредит занимали на авторынке 40–50% от общего объема, то теперь их доля сократилась до 7–8%.

Другой фатальный удар по рынку — это, конечно, взлетевшие вслед за девальвацией рубля цены. Подорожание автомобилей идет разными темпами — от 10–15% до 50–60% и выше. И даже укрепляющийся рубль пока не в силах остановить ползущие вверх цены.

Спасительная локализация

Падение продаж затронуло почти все автомобильные бренды. Держатся пока разве что некоторые премиальные марки — с внушительным приростом март умудрились закончить Lexus и Porsche (плюс 29% и 27% соответственно, см. график 2). Почти не снизились продажи у Mercedes-Benz (минус 3%). По оценкам компании «Автостат», в премиум-классе, состоящем из восьми ключевых брендов, падение оказалось втрое меньшим, чем у рынка в целом, — лишь 12,5%. Однако нельзя сказать, что премиальным машинам кризис нипочем: в последние недели сбыт некоторых из них стал заметно падать — например, по итогам марта продажи Audi и BMW снизились на 40 и 30% соответственно по сравнению с мартом прошлого года.

Что же касается массового сегмента, то здесь явно идет перераспределение продаж в пользу тех компаний, которые не только создали в России собственное производство, но и имеют при этом удачный модельный ряд и высокий уровень локализации. Рынок продолжает концентрироваться в руках четверк

У партнеров

    «Эксперт»
    №18-19 (944) 27 апреля 2015
    На дне
    Содержание:
    Дорога над пропастью

    Жесткий потребительский пессимизм продолжает гнать российский авторынок вниз. Останавливаются автозаводы, уходят из страны производители, рушится бизнес у дилеров. Все ли так плохо? И когда продажи машин «нащупают дно»?

    Коротко
    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Коротко
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама