Электронные площадки противятся госконтролю

Русский бизнес
Москва, 27.04.2015
«Эксперт» №18-19 (944)
Ощутимый удар по российскому рынку межкорпоративной электронной торговли могут нанести действия государства, которое хочет усилить контроль над электронными торговыми площадками. Об этом «Эксперту» рассказал Сергей Габестро, генеральный директор группы компаний «Фабрикант.ру» и генеральный директор Национальной ассоциации институтов закупок

— Насколько значимы сегодня обороты корпоративной торговли через электронные площадки в России?

— Сегодня объемы электронных закупок в России достигли весьма значительных показателей. По нашим оценкам, в общей сложности это 30 триллионов рублей в год, из них шесть триллионов — электронная торговля в области государственных закупок. Еще 15 триллионов рублей — объем рынка электронных закупок, связанного с деятельностью государственных компаний, которые используют электронные площадки в соответствии с федеральным законом № 223. В дополнении к этому есть еще значительный оборот электронных закупок со стороны коммерческих компаний. Точной его оценки никто не делал, но он не меньше, чем объем закупок в соответствии с 223-м законом.

— Как вы оцениваете роль государства в развитии межкорпоративной электронной торговли и независимых электронных торговых площадок, ЭТП?

— Как отдельное направление бизнеса ЭТП в России стали появляться в начале 2000-х. И первые лет девять они замечательно развивались и росли, пока государство не начало вмешиваться в эту отрасль. Сначала государство в присущей ему грубой манере «рубануло» и отрезало часть рынка, связанную с госзаказом. Как известно, электронными торгами по госзаказам сейчас могут заниматься только пять площадок, которые, как мы считаем, были отобраны на основании непрозрачных правил и критериев. ЭТП для госзаказа — это отдельная тема, углубляться в нее пока не будем. Но стоит отметить, что там действуют свои, нерыночные правила. Что же касается остального корпоративного рынка электронной торговли, то значимая его часть —закупки госкомпаний, которые регулируются, как я уже сказал, законом № 223-ФЗ, где указано, как госкомпании и их «дочки» должны проводить процедуры закупки в электронной форме. Здесь рынок за последние три года неплохо развился: на сегодняшний день существует порядка 120 электронных торговых площадок, которые работают с субъектами 223-го закона. И конечно, есть большой рынок, обслуживающий межкорпоративную торговлю негосударственных компаний.

— Каким образом государство намерено в очередной раз вмешаться в работу рынка межкорпоративной электронной торговли?

— В последние месяцы чиновники, движимые очень странными мотивами, начали продвигать идею отбора площадок, которые будут иметь право работать в секторе закона № 223. Согласно их планам, будет отобрано лишь несколько площадок, которые смогут работать с государственными компаниями. А остальные ЭТП будут выключены из этого процесса. Все эксперты и участники рынка высказываются против такого шага: для отрасли это вредно. Вероятно, это выгодно чиновникам. Возможно, это выгодно тем площадкам, которые обладают лоббистским ресурсом, но не имеют ресурса функционального и не умеют конкурировать на свободном рынке.

— Но ведь государство говорит о контроле над деятельностью электронных торговых площадок, где, например, должен быть высокий уровень информационной безопасности. Для этого, вероятно, нужно отбирать наиболее надежных участников рынка?

— Да

У партнеров

    «Эксперт»
    №18-19 (944) 27 апреля 2015
    На дне
    Содержание:
    Дорога над пропастью

    Жесткий потребительский пессимизм продолжает гнать российский авторынок вниз. Останавливаются автозаводы, уходят из страны производители, рушится бизнес у дилеров. Все ли так плохо? И когда продажи машин «нащупают дно»?

    Коротко
    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Коротко
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама