Об уменьшении разнообразия

Разное
Москва, 27.04.2015
«Эксперт» №18-19 (944)
В новости о том, как Минфин потребовал продолжения оптимизации бюджетных расходов на социальную сферу, моё внимание привлёк пункт далеко не самый масштабный

Фото: Эксперт

Финансистов не устраивает размер экономии, полученной при слиянии бюджетных учреждениях вообще и школ в частности. Вот Минфин и предлагает обобществить предметные кабинеты и учителей-предметников: «высокооснащённые кабинеты» (биологии, там, или химии) надо сделать «центрами коллективного доступа», чтобы в них занимались ученики из разных школ, а учителя пусть преподают по графику сразу в нескольких учебных заведениях. Таким образом школе не придётся тратиться ни на полный круг учебных кабинетов, ни на полный штат преподавателей, и расходы бюджета ещё немножко дооптимизируются. Предложение абсолютно характерное как в узком смысле, для сферы образования, так и в смысле самом широком.

Ничего революционно нового в этой инициативе нет. Что до высокооснащённых классов, давно уже есть учебные комплексы, где дети профориентируются, — там череда школьников из разных школ. Что до учителей-совместителей, так и сейчас не запрещено географу или биологу работать хоть в двадцати школах разом, если он эти школы найдёт. Больше того, модель «один физик на N школ» действует в малокомплектных школах уже лет пятнадцать: ездит учитель с места на место, да за месяц годовой курс и вычитывает. Но эпидемия слияний образовательных учреждений не оправдала надежд: больно уж невидная получилась экономия. Чемпион по укрупнению, московский министр образования Калина, слив воедино всё что можно и чего нельзя, сделав из трёх тысяч школ, лицеев и детсадов неполных девять сотен комплексов, получил сокращение управленческого аппарата не втрое, а всего на треть. Вот Минфин и подсказывает доэкономить на предметниках: если школы объединили, зачем в одном конгломерате два географа? Думаю, на них школы тоже не озолотятся, но результат у широко заявленной кампании «предметной оптимизации» всё-таки будет: она подтвердит курс на сплющивание школы. Людям ещё раз покажут, до какой степени все эти «предметы» в школе (кроме, возможно, тех, по которым обязателен ЕГЭ) второстепенны. «Неохота ездить на уроки физики в другую школу в высокооснащённый кабинет? Ай-яй-яй… Ну, договорись как-нибудь. Нет, если ты зачем-то хочешь учить физику, так учи, но пусть это будет твоим личным делом». И школа станет ещё немного более плоской.

И ведь многие это одобрят. Одобрят родители, не устающие повторять, будто их детей перегружают ненужными сведениями. Отчего же ненужными? Если не считать невежество благом, нужно очень высоко ценить предоставляемую школой — и для огромного большинства последнюю в жизни — возможность познакомиться с широким кругом разнообразных знаний. «Ему в жизни не пригодится!» Ему прямо в классе пригождается. У него расширяется ум и пополняется запас инструментов мышления. Он учится учиться. Та самая приспособляемость к меняющимся условиям, которую провозглашают ценнейшим для нашего времени качеством, у него тренируется по пять раз на дню — с каждым переходом с физики на историю. Зачем от этого отказываться? Одобрят прогрессисты, презирающие устаревший набор школьных предметов за совковость

У партнеров

    «Эксперт»
    №18-19 (944) 27 апреля 2015
    На дне
    Содержание:
    Дорога над пропастью

    Жесткий потребительский пессимизм продолжает гнать российский авторынок вниз. Останавливаются автозаводы, уходят из страны производители, рушится бизнес у дилеров. Все ли так плохо? И когда продажи машин «нащупают дно»?

    Коротко
    Тема недели
    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Коротко
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама