Поле битвы — экран

Культура
Москва, 27.04.2015
«Эксперт» №18-19 (944)
В современных фильмах о войне в большей степени отражается то время, в котором мы живем, нежели опыт героического прошлого

Режиссер и продюсер Ренат Давлетьяров на премьере фильма «А зори здесь тихие…» приоткрыл завесу тайны над тем, как создавался образа вражеских солдат, с которыми выпало сражаться пяти зенитчицам во главе со старшиной Васковым: «Я думал, как мне показать немцев так, чтобы их образ был понятен молодой аудитории. И решил, что они должны выглядеть, как орки». На протяжении почти всего фильма немцы появляются в кадре с лицами, закрытыми сетками от комаров, что и в самом деле выглядит устрашающе. В отличие от фильма «Сталинград», где противник персонализирован в ярком образе влюбленного в русскую женщину капитана Питера Кана, они предстают безликой враждебной массой, в которой почти невозможно выделить черты, хоть как-то обозначающие человеческую индивидуальность. Это нисколько не противоречит замыслу Бориса Васильева (автор повести, ставшей основой фильма) — у него это тоже не знающие жалости безликие «фрицы», ненависть к которым по мере гибели каждой из женщин только нарастает. В начале семидесятых режиссеру первой экранизации повести «А зори здесь тихие…» (1972) Сергею Ростоцкому тоже не нужно было объяснять, кто такие немцы и что ими движет: массовая культура тех лет была пронизана образами врага, и чтобы пробудить воображение зрителя, достаточно было показать людей в узнаваемой военной форме.

Сейчас этот образ рассеивается. Великая Отечественная война стала уходить на периферию сознания, перемещаться в область мифов и легенд, оказавшись рядом с войнами Средиземья, описанными Джоном Рональдом Толкиеном. Импровизированный социологический опрос, проведенный съемочной группой в ходе кастинга актеров для новой версии «А зори здесь тихие…», показал: почти никто из поколения двадцатилетних фильм Сергея Ростоцкого не смотрел и тем более не читал саму повесть, хотя она включена в школьные списки литературы. Это только придало дополнительный импульс Ренату Давлетьярову, который называет «А зори здесь тихие…» одним из своих любимых фильмов детства.

Очень легко объяснить причину, по которой фильм «А зори здесь тихие…» не попал в круг внимания поколения «нулевых». Этот фильм с большим трудом можно себе представить в сетке любого телеканала, рассчитанного на зрителей до 25 лет. Даже на СТС и ТНТ, лишь отчасти ориентированных на эту аудиторию, показ фильма «А зори здесь тихие…», как можно легко догадаться, практически исключен. Разве что только в виде какой-нибудь специальной акции, в ходе которой руководство каналов согласится пожертвовать интересами зрителей, подсаженных на бесконечные ситкомы и юмористические шоу.

Кинотеатры остались фактически единственным местом, где можно актуализировать у подростков эмоциональную память о Великой Отечественной войне. Но чтобы удержать внимание современного подростка, через сознание которого уже пропущены телевизионные шоу, социальные сети, компьютерные игры и кинокомиксы Marvel, требуется неимоверное количество усилий и денег. Темп повествования резко повышается. Накал эмоций зашкаливает. Выход трех фильмов подряд независ

У партнеров

    «Эксперт»
    №18-19 (944) 27 апреля 2015
    На дне
    Содержание:
    Дорога над пропастью

    Жесткий потребительский пессимизм продолжает гнать российский авторынок вниз. Останавливаются автозаводы, уходят из страны производители, рушится бизнес у дилеров. Все ли так плохо? И когда продажи машин «нащупают дно»?

    Коротко
    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Коротко
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама