Шанс для своих

Тема недели
Москва, 27.04.2015
«Эксперт» №18-19 (944)
Автомобильный рынок всегда был одним из ключевых секторов потребительского рынка, достаточно вспомнить распространенное в СССР представление о достатке: квартира—дача—машина

При этом автомобильный бизнес многогранен как никакой другой, в нем очень много участников — от заводов-производителей со сложной структурой поставщиков до автомобильных дилеров со своей системой продаж и сервиса и окружающих их страховых, финансовых и прочих учреждений.

Во время нынешнего кризиса автомобильный рынок пострадал очень сильно: 40-процентное падение спроса (и это еще не предел) стало потрясением для всей автоиндустрии. И если, например, в недвижимости кратковременный спад покупок не столь критичен, то для автомобильной отрасли потребительская турбулентность губительна, здесь работает эффект домино: очень быстро рушится вся цепочка бизнеса — от салонов автодилеров до конвейеров предприятий автомобильной промышленности.

Уже давно тон на российском авторынке задают иностранные автогиганты. И нынешнее падение продаж стало для них моментом истины, проверкой на прочность избранной стратегии. Кто-то, подобно героям детской сказки, в тучные времена легкомысленно строил свой домик не из камня, а из веток и листьев, и сейчас такие игроки по сути выброшены на обочину. Другие же иностранные компании кропотливо строили солидное здание: развивали в России свои производственные мощности, а главное, упорно повышали степень локализации своей продукции. В результате, когда наступила девальвация рубля, такие компании оказались в несоизмеримо более выгодном положении, имея возможность не так резко повышать цены. Как следствие, если у одних производителей продажи рухнули на 80–90%, то другие сейчас получили возможность активно наращивать свою долю рынка.

К сожалению, не обошлось и без смешения бизнеса с политикой. Как бы ни стремились объяснить уход из России тесно связанной с американскими властями General Motors чисто экономическими причинами, политическая составляющая в этом демарше налицо. Ну а те американские компании, которые имеют возможность вести более независимую политику (речь идет о корпорации Ford), наоборот, во время кризиса не только не собираются паковать чемоданы, но и объявляют о дополнительных, и значительных, инвестициях в Россию и о запуске производства новой продукции.

Традиционным российским автопроизводителям кризис дает шанс, которым, судя по всему, они весьма решительно настроены воспользоваться. Впервые за последние годы АвтоВАЗ не только не теряет, но и увеличивает свою долю рынка, а осенью российский автогигант намерен усилить натиск, представив новые многообещающие модели.

Нельзя сказать, что авторынок в сложные времена забыт государством. Власти сумели довольно оперативно разработать ряд мер господдержки. Не все из них оправдывают надежды, но наиболее успешной обещает быть программа поддержки ставок автомобильного кредитования. Она даст возможность покупателям получать кредит по ставке до 15% годовых. За рубежом такая заоблачная кредитная ставка просто немыслима. Но в России, где кредитование потребителя и бизнеса — очень больная тема, такой кредит вполне пользуется спросом, и даже при таких ставках госпрограмма в нынешнем

У партнеров

    «Эксперт»
    №18-19 (944) 27 апреля 2015
    На дне
    Содержание:
    Дорога над пропастью

    Жесткий потребительский пессимизм продолжает гнать российский авторынок вниз. Останавливаются автозаводы, уходят из страны производители, рушится бизнес у дилеров. Все ли так плохо? И когда продажи машин «нащупают дно»?

    Коротко
    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Коротко
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама