Китай встает на колеса

Международный бизнес
АВТОМОБИЛЬНЫЙ РЫНОК
«Эксперт» №20-21 (945) 18 мая 2015
Сегодня в Китае производится уже каждый четвертый автомобиль в мире. При этом автомобилизация населения остается на крайне низком уровне, так что перспективы развития китайского авторынка огромны
Китай встает на колеса

Завершившийся недавно 16-й Международный шанхайский автосалон проходил с небывалым размахом. В этом году его принимал новый выставочный комплекс National Exhibition and Convention Center, который превратил шанхайский смотр в одну из самых крупных автомобильных выставок в мире — ее площадь достигла 350 тыс. кв. м, что существенно больше площади большинства других известных автосалонов (например, под последнюю автомобильную выставку во Франкфурте, считающуюся самой крупной в Европе, было отведено 230 тыс. кв. м). Одновременно Шанхай принял и рекордное число участников — более 2000 компаний из 18 стран мира, которые представили около 1500 новых автомобилей, из которых 109 моделей стали мировой премьерой. 

Китайская автомобилизация

Внимание к шанхайской выставке со стороны ведущих автопроизводителей понятно: китайский автомобильный рынок вот уже шесть лет является крупнейшим в мире. В 2009 году он обогнал по объемам продаж США и с тех пор уверенно наращивает темпы: за это время сбыт автомобилей в КНР подскочил более чем в полтора раза, достигнув 23,5 млн машин по итогам прошлого года (см. график 1). Притом что мировое производство автомобилей сейчас оценивается примерно в 90 млн единиц в год, это означает, что сегодня примерно каждый четвертый автомобиль на Земле продается в КНР. А поскольку покупаются здесь в основном автомобили, произведенные внутри страны, то можно сказать, что и каждый четвертый новый автомобиль мира производится в Китае.

Правда, в прошлом году прирост китайского рынка серьезно замедлился: в 2014 году он увеличился всего на 7%, в то время как в 2013-м рост был вдвое большим — почти 14%. Причиной торможения можно назвать продолжающееся расслоение китайского общества: бедная часть населения еще не может позволить себе новый автомобиль, а богатая прослойка уже насыщена личным автомобильным транспортом. К тому же в крупных городах, где сосредоточены состоятельные потребители, обзавестись машиной все сложнее. Например, в том же Шанхае или Пекине просто поставить на учет новый автомобиль нельзя: необходимо участвовать в лотереях, победители которых получают право на регистрационный знак. Можно и заплатить, однако плата за регистрацию в этом случае будет примерно равна стоимости новой машины.

С другой стороны, покупательная способность большинства китайцев остается на крайне низком уровне, и возможный рост их доходов — это огромный потенциал для развития авторынка. Ведь подавляющее большинство полуторамиллиардного населения КНР до сих пор из транспортных средств может позволить себе в лучшем случае велосипед или мотороллер: на 1000 человек в Китае приходится в среднем порядка 50 автомобилей (в пять раз меньше, чем в России, и более чем в 15 раз, чем в США). «Китайцы часто работают вдалеке от дома, машина им нужна, например, чтобы ездить с работы к своим семьям, — говорит Катарина Фьординг, вице-президент по производству Volvo Group в Китае. — Поэтому потенциал авторынка в Китае просто огромен. Продажи машин здесь ждет взрывной рост по

 

Китайско-шведская платформа

Ли Шуфу: машины на совместной платформе Geely и Volvo появятся в следующем году nchina-auto_podv1.jpg
Ли Шуфу: машины на совместной платформе Geely и Volvo появятся в следующем году

 

Одним из наиболее ярких примеров сотрудничества китайского капитала и западных технологий сегодня является развитие компании Volvo. Как известно, в 2010 году ее перекупил у американской Ford китайский концерн Geely. Тогда китайцы заплатили за шведскую компанию 1,8 млрд долларов, а за последние пять лет, по их словам, вложили в ее развитие 11 млрд долларов.

На автосалоне представители Volvo заявили, что весьма успешно наращивают продажи в Китае: за прошлый год они увеличились на 34%. В частности, Volvo делает ставку на развитие своего завода в китайском городе Чэнду: если в 2014-м здесь было выпущено 43 тыс. автомобилей, то в этом году объемы производства запланированы на уровне 73 тыс. машин, часть из которых, кстати, отправляется с китайского завода на рынок США.

Одновременно китайская сторона активно перенимает и шведские технологии. В частности, уже через два года концерн Geely намерен выпускать новые модели на совместной с Volvo платформе. Об этом в интервью «Эксперту» на Шанхайском автосалоне рассказал Ли Шуфу, глава китайской компании Geely и председатель правления директоров Volvo Car Corporation.

Завод Volvo в китайском Ченду планирует нарастить производство в этом году почти вдвое nchina-auto_podv2.jpg
Завод Volvo в китайском Ченду планирует нарастить производство в этом году почти вдвое

Как вы оцениваете нынешнее состояние развития китайской автомобильной отрасли?

Безусловно, она развивается очень динамично. Можно сказать, что у китайской автомобильной отрасли сейчас переходный период на пути к зрелому состоянию. Многие покупатели в КНР сейчас приобретают свои автомобили впервые. И у китайского потребителя постепенно формируется свое мнение: какие модели больше нравятся, какие опции наиболее важны и так далее. То есть у покупателя начинает формироваться свой вкус, он все лучше разбирается в машинах. Это во многом и определяет развитие китайского авторынка.

Насколько уверенно Geely и другие китайские компании чувствуют себя на внутреннем рынке? Высока ли их конкурентоспособность по отношению к зарубежным производителям?

Международные автобренды продолжают доминировать на рынке КНР. Пока масштабы иностранных и китайских компаний несоизмеримы. Китайские марки, конечно, обладают более скромным производственным глобальным масштабом. Несмотря на это, в первом квартале текущего года мы видим прирост продаж китайских автомобилей на внутреннем рынке. Мы считаем, что в перспективе их доля будет расти.

Уже пять лет прошло с тех пор, как вы приобрели компанию Volvo. Удалось ли вам добиться того, чего вы ожидали, осуществляя столь значительные инвестиции?

Да, за прошедшие пять лет эта сделка привлекала к себе много внимания. Со своей стороны я могу сказать, что вполне удовлетворен тем, как развивается компания Volvo после поглощения. Бренд Volvo обладает очень большой, уникальной ценностью, и я лично принимаю практически все, что стоит за ним. Сотрудничество Geely Auto и Volvo Cars носит особый характер — можно сказать, что мы братья. Если у обеих сторон разные мнения, мы начинаем все обсуждать. И все важные вопросы решаются исключительно путем такого диалога.

В каком виде марка Geely намерена перенимать технологии Volvo?

Сотрудничество между нашими компаниями в технологическом плане идет по разным направлениям. Прежде всего это технологии безопасности — область, в которой у Volvo очень уверенные позиции. Но и в других областях ведется активная совместная работа. Например, мы сосредоточены на исследовательских и конструкторских работах по созданию платформы под названием CMA. Первые продукты Geely, построенные на этой архитектуре, появятся в конце 2016 года.

Будут ли автомобили Volvo и Geely когда-нибудь производиться на одном и том же заводе в Китае?

В настоящее время мы обсуждаем такую возможность. Если это будет экономически выгодным, то мы не исключаем такой перспективы.

Что у Geely с планами по развитию экспорта? В России Geely активно продает свою продукцию, планирует ли компания выводить свои автомобили на рынки США и Западной Европы?


Китайский рынок — родной для Geely, и здесь мы успешны. Да, свой внутренний рынок в перспективе мы рассматриваем как базу для расширения и выхода на рынок мировой. С приобретением Volvo мы получили возможность глубже понимать глобальный рынок и, так сказать, быть к нему ближе. Но пока у нас нет какого-либо определенного графика выхода на рынки США или Западной Европы. Пока нам необходимо продолжать демонстрировать хорошие результаты на нашем местном рынке.

Где ваша компания берет столь значимые финансовые ресурсы для инвестиций?

Это те же инструменты, которые используют другие. К ним относятся и собственная прибыль, и банковские кредиты, деньги с рынка долговых инструментов, а также с рынков долгосрочного ссудного капитала. Когда у вас есть серьезные планы, получить деньги сегодня относительно несложно, а мы в состоянии продемонстрировать успешность работы. Поэтому сейчас для нас нет проблем в поиске финансовых ресурсов.