Невидимая сторона шоу-бизнеса

Культура
МУЗЫКА
«Эксперт» №20-21 (945) 18 мая 2015
Положение звезд на музыкальном небе на сегодняшний день определяется не только телевизионными и радиоэфирами, как это было еще совсем недавно, но и социальными сетями. Хочешь быть звездой — умей управлять своими фолловерами
Невидимая сторона шоу-бизнеса

Учредитель агентства музыкального менеджмента и маркетинга «Музыка.Ру» Сергей Балдин, в недавнем прошлом — генеральный менеджер компаний Warner Music и «Гала рекордс», объясняет, почему отечественная музыкальная индустрия в условиях цифровой революции оказалась столь уязвимой и какие новые возможности для продвижения новых имен открылись в этих условиях.

— Как музыкальные компании выживают в условиях цифровой революции?

— Цифровая эра в музыке началась десять лет назад. До 2005 года физические носители еще продавались. Тиражи некоторых альбомов, выпускаемых в том числе теми компаниями, где я работал, составляли миллионы экземпляров, причем речь идет о легальных копиях. Но постепенно с увеличением скорости интернета, его доступности, повышенного внимания к нему молодежной аудитории — а именно ее интересы лежат в основе музыкального бизнеса — музыка стала уходить в эту сферу, и объемы продаж стали падать. Причем падать так, что уже к 2012 году ряд компаний стал сворачивать бизнес, основанный на дистрибуции физических носителей. Но большие компании, у которых были большие авторские каталоги и каталоги фонограмм, в новых условиях изменили направление своей деятельности и нашли новые статьи доходов. В конце 2000-х годов музыка на телевидении стала тотально легальной. И в больших компаниях с большими каталогами процент доходности от этого вида использования музыкального контента значительно вырос и даже стал превышать 20–30 процентов от суммарных доходов. Помимо этого в России, как и в странах Юго-Восточной Азии, пользуется большим спросом услуга RBT, когда мобильный оператор предлагает слушать вместо обычного гудка, который слышит абонент, набравший номер, мелодию — рингбэктон. Особенность этой услуги в том, что ее невозможно нелегально использовать. Если бы я захотел, чтобы у меня вместо гудка звучала какая-то мелодия, я не могу этого сделать никак, потому что рингбэктон подается по каналам оператора. Эта услуга до сегодняшнего дня приносит значительные деньги. А в эпоху высокого спроса на эту услугу одна песня могла приносить более миллиона долларов звукозаписывающей компании. Я даже не хочу считать, какую выручку получали от этой услуги компании сотовой связи. Таких песен очень немного, но пять—десять песен в течение года могли собирать примерно такого объема деньги. Сейчас пик прошел, и даже компании мобильной связи не так активно продвигают эту услугу. Но никакая другая похожая услуга вместо нее не пришла.

— Как вы оцениваете успехи интернет-сервисов по продаже музыки?

— В декабре 2012-го года ITunes открылись сразу на большом количестве рынков, в том числе в России. И среди новых территорий российский рынок сразу занял первое место. Компания Apple не особенно делится информацией, но, насколько мы понимаем, она это место держит до сих пор: пользователей айфонов много, лояльность к продукции Apple высока, несмотря на очень высокую стоимость этих устройств. ITunes удобно пользоваться, музыкальный контент стоит недорого: порядка пятнадцати—девятнадц