КИНЕМАТОГРАФ

Книги
«Эксперт» №22 (946) 25 мая 2015
Редкое удовольствие
КИНЕМАТОГРАФ

Американские кинокритики смотрят и разбирают преимущественно американское кино. И российские кинокритики смотрят преимущественно американское кино. В этом и состоит колоссальная разница между ними. А похожи они тем, что им (по крайней мере, практикам, работающим в журналах и газетах) приходится, как синим китам, пропускать через себя тонны коммерческой лабуды, чтобы отцедить несколько произведений искусства, достойных этого наименования.

Книги, подобные этой, — тонкий слой варенья на горьком хлебе кинообозревателя. Потратив часы на то, чтобы отсмотреть километры гомогенизированной, как ультрапастеризованное молоко, продукции, он не просто бережно хранит в памяти немногочисленные шедевры, позволяющие не терять ориентиры, но и старается, чтобы лучше запомнить, установить между ними генетическое сродство и проложить «силовые линии».

Именно этим занимается Мария Кувшинова в своей объемистой и прекрасно иллюстрированной книге. Она выросла из цикла лекций, читаемых в двух фотошколах, и этим определяется угол зрения: кинематограф рассматривается как блудный, но все равно не теряющий кровной связи сын изобразительного искусства. Начинается она с описания основополагающего конфликта кинематографа, его, можно сказать, родового проклятия: нарратив против картинки, сюжет против шоу, искусство против балагана. И на пространстве трех частей: «Движение и тело», «Краткая история волн кинематографа», «Кино в визуальном потоке» — автор показывает, как этот античный конфликт решался на протяжении столетия с лишним, от Эдисона, Мельеса и Люмьеров до Феллини, Гринуэя и видеоарта.

А читатель, следя за этой битвой титанов, может выписать для себя названия фильмов и фамилии их создателей — и, поискав, убедиться, что черно-белый нарратив сорокалетней давности может быть таким же захватывающим, как новейший 3D-балаган. Главное — понять его визуальный код.

Михаил Визель