Показательная порка

Тема недели
«Эксперт» №23 (947) 1 июня 2015
Центральный банк ограничил действие лицензии на продажу полисов ОСАГО компании «Росгосстрах»
Показательная порка

Для рынка автострахования решение регулятора стало настоящим шоком: «Росгосстрах» на нем — крупнейший игрок. Из 42,7 млн полисов ОСАГО, проданных в прошлом году в России, на долю этой компании пришлось 16,6 млн. Очевидно, чтобы вывести с рынка (пусть и на время) столь заметную фигуру, нужны веские основания. Таковых у Банка России накопилось с избытком.

Во-первых, «Росгосстрах» не выполнил в срок три предписания ЦБ об устранении нарушений при заключении договоров ОСАГО. В принципе это мелочь с учетом того, что с начала года регулятор отправил страховщику 385 предписаний. Во-вторых, недовольны работой «Росгосстраха» его клиенты. «Только с 1 апреля по 25 мая 2015 года в Банк России поступило более 2300 жалоб от граждан на действия ООО “Росгосстрах” при заключении договоров ОСАГО… В отношении общества вынесено 78 постановлений о привлечении к административной ответственности», — говорится в пресс-релизе ЦБ. Так что решение ЦБ можно расценивать как первую попытку наглядно продемонстрировать: служба по защите прав потребителей финансовых услуг в центральном аппарате Банка России существует не просто так.

То, что число жалоб резко выросло именно в апреле, не случайно. С апреля регулятор повысил на 40% базовый тариф по ОСАГО, разрешив своим подопечным добавить сверх этой цифры еще 20%. Помимо выросшего накануне размера страховой выплаты за вред при ДТП с 160 тыс. до 500 тыс. рублей еще одной причиной повышения тарифа стали извечные жалобы страховщиков на убыточность ОСАГО. Это привело к тому, что к весне страховщики под любыми предлогами перестали оформлять эти полисы. Доходило до курьезов. Одни страховщики «прятали» свои офисы, перенося их из региональных центров в небольшие поселки. Другие просто ссылались на отсутствие бланков полисов. Те же, кто все-таки заключал договоры ОСАГО, навязывали клиентам дополнительные услуги. Очевидно, повышая базовый тариф по ОСАГО, ЦБ рассчитывал, что число таких историй значительно сократится, а когда ожидания не оправдались, послал рынку весьма прозрачный сигнал, выбрав для этого самого заметного игрока.

Официально «Росгосстрах» покидает рынок на полгода. Но, если компания постарается и изменит свою бизнес-модель таким образом, что количество жалоб на нее сократится, ЦБ готов вернуть ей лицензию досрочно. Правда, за это время рынок может измениться: в деловых СМИ уже появилась информация о том, что конкуренты «Росгосстраха» готовы агрессивно привлекать новых клиентов. Сам же провинившийся отказываться от продажи новых полисов ОСАГО не намерен. Теперь продавать их будет не ООО «Росгосстрах», а ОАО «Росгосстрах», у которого есть и лицензия на работу с ОСАГО, и бланки полисов.