Центр компетенции для железнодорожных машин будущего

Русский бизнес
МАШИНОСТРОЕНИЕ
«Эксперт» №23 (947) 1 июня 2015
Повышая производительность труда и сокращая издержки в своих депо и на заводах, крупнейший в Европе сервисный локомотивный холдинг подумывает о том, чтобы заняться обслуживанием тяжелых горных машин и механизмов, а потом, возможно, и выстроить бизнес по перевозке грузов в карьерах
Центр компетенции для железнодорожных машин будущего

В истории нашего крупнейшего сервисного локомотивного холдинга «ЛокоТех» есть два знаковых события. Первое произошло в самом конце 2012 года, когда «ТМХ-Сервис» приобрел более 75% акций компании «Желдорреммаш», объединяющей с десяток локомотиворемонтных заводов, а также инжиниринговый центр. А второе — весной прошлого года, когда тот же «ТМХ-Сервис» выиграл на конкурсе контракт с РЖД на полное сервисное обслуживание большей части локомотивного парка этой компании. В рамках этого соглашения в эксплуатацию «ТМХ-Сервису» было передано 92 депо и более сотни сервисных участков и отделений, а практически весь персонал, который там трудился, перешел в эту компанию на работу из РЖД. Таким образом, холдинг замкнул всю цепочку услуг, начиная с технического осмотра и технического ремонта на базе депо и заканчивая модернизацией и восстановлением тягового подвижного состава на локомотиворемонтных заводах. Наконец, к этому же времени появилась и необходимая для обеспечения сервиса инфраструктура: приобретение и логистика комплектующих, разработка автоматизированных наукоемких систем для железнодорожного транспорта, операционный лизинг техники, инжиниринг и проч. В результате была создана крупнейшая в Европе сервисная локомотивная компания, в которой сейчас работает свыше 60 тыс. человек. О том, с какими трудностями в процессе становления холдинга пришлось столкнуться, как развивается бизнес сейчас и какие цели и задачи ставит перед собой его менеджмент, в интервью «Эксперту» рассказал гендиректор управляющей компании «Локомотивные технологии» Алексей Белинский.

— Еще во втором полугодии прошлого года перевозки начали сокращаться и до сих пор не восстановились. По итогам первых четырех месяцев 2015-го погрузка РЖД снизилась на один процент, причем в апреле снижение ускорилось и составило почти два процента. Особенно сильно сокращается объем экспортных перевозок, где падение достигает уже шести процентов. Ясно, что снижается и интенсивность использования локомотивов. Как все это отразилось на финансовых показателях вашей компании?

— Финансовые результаты второго полугодия 2014-го и первого квартала 2015 года оказались неудовлетворительными. Все, что мы заработали за первые шесть месяцев прошлого года, потеряли во втором полугодии. У нас в договоре с РЖД на полное сервисное обслуживание локомотивов была заложена рентабельность на уровне четырех процентов, а получилось так, что во втором полугодии 2014 года мы зафиксировали отрицательный результат по марже. Рост рисков для нашего бизнеса стал следствием изменения подхода РЖД к оплате услуг ремонтного комплекса. Если раньше монополия платила за каждый ремонт, то при выводе в аутсорсинг сервисным компаниям оплачивают только километр пробега исправного магистрального локомотива и время работы маневрового локомотива. Можно условно сказать, что «ЛокоТех» получает выручку «с колеса»: пока оно крутится, у нас есть доход, как только оно остановилось, прекращаются финансовые поступления. Нетрудно понять, что если падает об

Что такое «ЛокоТех»

«Локомотивные технологии» — компания, интегрирующая управление сервисным локомотивным холдингом «ЛокоТех». Группа компаний объединила ряд диверсифицированных направлений в рамках сервисного обслуживания тягового подвижного состава на всем его жизненном цикле. В холдинг входят «Желдорреммаш», «ТМХ-Сервис», «ТМХС-Лизинг», «Торговый дом ТМХС», «АВП Технология» и «ЛокоТех-Промсервис». Штат группы превышает 60 тыс. человек. Производственную базу холдинга составляет десять локомотиворемонтных заводов и 92 сервисных локомотивных депо по всей России, которые обеспечивают сервисное обслуживание более 15 тыс. локомотивов.