Долететь до зимы

Русский бизнес
АВИАПЕРЕВОЗКИ
«Эксперт» №25 (949) 15 июня 2015
Неверно выбранная бизнес-модель и плохая внешняя конъюнктура стали причиной того, что российские авиакомпании массово генерируют убытки и наращивают долги. Такая ситуация неизбежно приведет к коллапсу в отрасли уже через несколько месяцев
Долететь до зимы

В зоне повышенной турбулентности

Несмотря на то что отдельные авиакомпании в своих официальных заявлениях демонстрируют оптимизм, сообщая об увеличении пассажиропотока и улучшении производственных показателей, о своем реальном финансовом положении они предпочитают умалчивать. Между тем российский рынок авиаперевозок фактически находится в зоне повышенной турбулентности. Это избитое клише на самом деле достаточно точно отражает ту экстремальную ситуацию, которая сложилась сегодня в гражданской авиации страны. Суммарные долги 15 крупнейших авиаперевозчиков, которые контролируют 85% рынка, уже к началу 2014 года составляли, по разным оценкам, 300–350 млрд рублей. И с тех пор они только выросли, поскольку авиакомпании продолжают наращивать убытки. Даже самый мощный игрок — группа «Аэрофлот» — в 2014 году впервые за многие годы показал убыток, который составил 17 млрд рублей. Хотя гендиректор компании Виталий Савельев утверждает, что этот убыток является «бумажным». Впрочем, финансовое состояние «Аэрофлота» особого беспокойства не вызывает. Тем более что компания ежегодно получает порядка 300 млн долларов от зарубежных авиаперевозчиков за полеты по транссибирским маршрутам.

Но вот некоторые другие ведущие игроки отрасли, входящие в пятерку лидеров, находятся буквально на грани банкротства. Самое тяжелое финансовое состояние у «ЮТэйр». Совокупная задолженность компании на конец первого квартала 2015 года составила порядка 77 млрд рублей, а убытки превысили 1,4 млрд рублей. Кроме того, в последние месяцы в арбитражные суды поступили десятки исков кредиторов к авиакомпании более чем на 9 млрд рублей. И пока урегулировать удалось лишь часть из них. Не многим лучше положение у «Трансаэро». По итогам первых трех месяцев нынешнего года кредиторская задолженность составила 52,3 млрд рублей, убыток вырос до 5,7 млрд рублей. «Уральские авиалинии» тоже получили с начала этого года убыток на сумму 1,4 млрд рублей.

Чтобы хоть как-то удержаться на плаву, компании вынуждены обращаться к правительству и просить госгарантии по банковским кредитам. И хотя эта адресная мера вызывает споры как среди других участников отрасли, так и в экспертном сообществе, государство в отдельных случаях все же протягивает руку помощи. Нынешней зимой господдержку в виде кредита банка ВТБ на 9 млрд рублей получила «Трансаэро». В апреле была одобрена заявка на предоставление госгарантий «ЮТэйр» — на 19 млрд рублей. Помощь на сумму 2 млрд рублей госгарантий запросили и «Уральские авиалинии». Но в отношении этого перевозчика вопрос пока не решен. «Ситуация на рынке экстремальная, так как речь идет о банальном выживании. Все надеются на помощь государства, но она, к сожалению, запаздывает», — говорит директор Научного центра экономического мониторинга ГосНИИ гражданской авиации Александр Фридлянд. Однако даже госгарантии не способны изменить ситуацию кардинально. Во-первых, на фоне общей финансовой ситуации их объем не столь уж и велик. А во-вторых, ставка по кредитам все равно чрезмерно вы