Люди хотят рисовать, а не читать

Русский бизнес
КНИЖНЫЙ РЫНОК
«Эксперт» №25 (949) 15 июня 2015
Издательство «Эксмо» меняет приоритеты в сегменте нон-фикшн литературы: вместо наращивания доли и тотального доминирования компания планирует уделять больше внимания развитию новых ниш и выходу на зарубежные рынки
Люди хотят рисовать, а не читать

Турбулентность — основное свойство рынка литературы нон-фикшн, поскольку он сильно зависит от капризов потребителей и актуальных трендов в обществе: какой доминирует стиль потребления, что люди едят и о чем думают, чем интересуются, как проводят досуг, чем болеют, наконец. Собственно, нон-фикшн — это зеркало, в котором отражается наш образ жизни.

Социальные тренды быстро меняются, и издателям важно успевать реагировать на импульсы: сначала бешеный спрос на кулинарию, потом психология и деловая литература в тренде, но вот уже на пике популярности — книги о здоровье и издания для взрослого творчества. Успех издательств во многом зависит от умения действовать на опережение или улавливать тренды в самом начале их формирования. И если специализированные нишевые издательства традиционно лидируют в глубине исследования предмета, в поиске новых имен и уникальных знаний, то поднять большую «книжную волну» по силам лишь крупным игрокам. Именно так действует одно из ведущих российских издательств «Эксмо». Сегодня на отечественном рынке нехудожественной литературы «Эксмо» занимает более 30%. А на днях компания объявила о начале своей экспортной программы. О том, как сохранять устойчивость бизнеса в условиях турбулентности и какие русские издания могут понравиться западному читателю, «Эксперту» рассказал директор редакции литературы нон-фикшн издательства «Эксмо» Евгений Капьев.

— Какова сегодня доля нон-фикшн на книжном рынке?

— В России зачастую к нон-фикшн относят интеллектуальную литературу, но мы придерживаемся классификации, принятой во всем мире, и под нон-фикшн подразумеваем всю нехудожественную литературу, кроме учебной. Ее доля, по данным ритейла, занимает в среднем 22–25 процентов в рублях и плюс-минус то же самое в натуральных единицах. Общий объем рынка литературы нон-фикшн сегодня оценивается в 5,2 миллиарда рублей.

— Растет ли эта доля?

— Все связано с трендами в обществе. Например, в начале 2000-х был бурный рост продаж книг по кулинарии: все готовили, приобщались к кухням разных стран и так далее. Сейчас рынок книг по кулинарии очень сильно упал. Из-за этого в прошлом году доля литературы нон-фикшн снизилась на один процент. Или, например, немного просела ниша религиозной литературы — какое-то время рост продаж в сегменте обеспечивал супербестселлер Тихона Шевкунова «Несвятые святые». Этой книги продали огромное количество экземпляров, но с прошлого года продажи стали снижаться. Книжный рынок очень подвержен влиянию бестселлеров и трендов — если есть супербестселлер или супертренд, они двигают весь сегмент. Если нет, то, наоборот, ситуация ухудшается. В целом динамика последних десяти лет — небольшое падение доли литературы нон-фикшн.

— Какие бы вы еще отметили пики продаж, связанные с социальным поведением?

— Например, сейчас суперпик — медицина и здоровье. Мы за счет него сильно выросли, компенсировали падение по кулинарии. Сегодня наша доля рынка в сегменте «Здоровье» — 50 процентов.

— Какие темы здоровья наиболее актуальны для читателей