Новая индустриализация — базис консолидации элит

Специальный доклад / КОНСОЛИДАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭЛИТ На первый взгляд очевидно, что развитие региональной экономики должно быть первоочередной задачей любого губернатора — не только для поддержания социальной стабильности, но и для роста качества жизни населения

Это отмечают респонденты в наших регионах: «Анализ показывает, что дестабилизация экономики — это всегда плохо, это деградация уровня жизни населения, культуры, народ уходит на грядки. Те, кто не ушел на грядки, бандитствуют либо начинают заниматься мелкой уличной торговлей. А в этих людей страна много вложила. Пятнадцать — двадцать пять лет пестовала инженеров как белую кость». Конечно, огульно нельзя сказать, что региональная власть не занимается экономическим развитием, но стимулов для совершения прорыва экономики подопечных им территорий в качественно новое состояние у нее явно не хватает.

Действующая сегодня система межбюджетных отношений, основанная на перераспределении доходов от доноров к реципиентам, не стимулирует губернаторов быть первопроходцами в построении принципиально нового образа региона как хозяйствующего субъекта. Такая система способствует политической задаче сохранения территориальной целостности государства путем концентрации финансовых потоков на федеральном уровне с последующим их распределением по регионам. Обратной стороной медали является знание региональными элитами того, что они получат средства как минимум на поддержку социальной стабильности. Поскольку большинство субъектов федерации у нас стабильно дотационные, это обстоятельство формирует соответствующую ментальность губернаторской элиты. Создана система, когда губернаторам достаточно сконцентрироваться на текущих социально-экономических проблемах, которых предостаточно, а развитию уделять внимание по мере сил. Кроме того, если губернатор чувствует, что будет находиться у власти не очень долго, то долгосрочное социально-экономическое развития региона, требующее многих лет упорной работы, автоматически отходит на задний план. В результате преобладает адекватная реакция на сложившуюся ситуацию: «Существенная часть областей страны могла бы быть самодостаточной, если бы не было понимания, что на хрена тебе быть самодостаточным, если рядом есть такие же регионы. Они ничего делать не будут, но 80–85 процентов обеспеченности все равно будет идти из федерального бюджета».


С другой же стороны, совершать качественное изменение отраслевой структуры региональной экономики такая система регионам не препятствует, о чем свидетельствует опыт Белгорода, Тюмени и Калуги.

Получается, что для экономического прорыва региона губернатор должен быть не только политиком, который рулит элитами в текущем режиме, отвечает за социальную стабильность и отчитывается перед федеральным центром. Создание новой экономики — это процесс активного строительства, где неизбежно требуется лидер, обладающий драйвом к развитию. Но подвижников всегда мало, а государственной системы, вынуждающей региональную исполнительную власть стремиться к экономическому прорыву управляемых ими территорий, сегодня нет. Однако и одного желания преобразовать региональную экономику недостаточно. Губернатор должен иметь видение долгосрочной перспективы для принятия правильных стратегических решений. В противном случае есть

Рост производства в Белгородской и Калужской областях значительно опережает средний по России
Индекс промышленного производства Тюменской области
Белгородская область нарастила выпуск сельхозпродукции за 10 лет в 4 раза
ВРП Белгородской и Калужской областей растет быстрее, чем в среднем по России
Рост инвестиций в Калужской и Белгородской областях опережает общероссийский
Среднедушевой доход в Калужской и Белгородской областях по отношению к среднероссийскому
В Белгородской и Калужской областях оборот розничной торговли на душу населения растет быстрее, чем в РФ