Два лобби для промышленной политики

Тема недели
Москва, 29.06.2015
«Эксперт» №26-27 (950)
Почему у нас в России так сложно, долго и пока малорезультативно формируется промышленная политика?

Вроде бы все ясно: большая, давно лишенная достаточных инвестиций страна, много людей, готовых работать и потреблять. В этих условиях надо инвестировать в инфраструктуру, развивать новую промышленность в широком спектре сегментов для удовлетворения внутреннего спроса, что обязательно даст результат. Однако этого не происходит. Не одна, не две, а все отрасли народного хозяйства находятся практически в ступоре, не имея ясных ориентиров развития.

Недавно нам на глаза попалось исследование, посвященное процессам формирования промышленной политики в США, Англии и Франции в конце XIX — начале XIX веков, когда шло активное строительство железных дорог (тогда, собственно, и сформировался феномен промышленной политики). Его авторы зафиксировали: то, как формируется промполитика, зависит от того, какие в стране существуют основные группы широкого политического влияния. Чем более четко сформированы эти группы, тем более ясной становится промышленная политика

У нас эти группы практически не сформированы. Если задаться вопросом, какие широкие группы могут выдвинуть однозначные требования в области промполитики, то ответить на него мы не сможем. Госкорпорации? Банки? Экспортеры? «Ресурсники»? Представители обрабатывающей промышленности? Активное население? Ни одна из перечисленных групп не в состоянии сказать, какой она видит российскую экономику через десять лет и какой вклад готова внести в ее построение. Даже если вы в лоб обратитесь к представителям этих групп, они отмахнуться и скажут, что это не их дело: мол, промышленная политика — забота государства, правительства, власти.

Между тем две линии, которые могут привести к формированию двух конкурирующих групп влияния, хотя и неявно, но формируются.

Первая — ставка на расширение экспорта и на смену его структуры в пользу любых несырьевых отраслей. Логика этого выбора понятна: Россия зависима от экспортной выручки и нуждается в ее объеме и ее диверсификации. В настоящий момент наш традиционный экспорт на спаде, причем на глубоком спаде. Зато живой средний бизнес начинает наращивать экспортную выручку (к сожалению, прежде всего потому, что в России динамика спроса больше ничего ему наращивать не позволяет). Может ли вокруг этого тренда сформироваться промполитика? Наверное да. В глобальном мире делать ставку только на внутренний рынок неразумно. Но очень важно, чтобы лобби, которое сформировалось вокруг этой линии, имело в своем центре растущие средние компании, так как объективно именно у них имеется больший потенциал наращивания экспортной выручки.

Вторая линия формируется вокруг насыщения внутреннего рынка. На Петербургском форуме один из губернаторов сказал, что вынужден заставлять свои муниципалитеты создавать пищевые предприятия, потому что ждать, когда это сделает бизнес, он не может. Грубо говоря, надо кормить людей. Это очень серьезно и очень характерно: насыщение внутреннего рынка товарами, обеспечивающими более или менее комфортную жизнь всех нас в России, катастрофически низко. А условий для созда

У партнеров

    «Эксперт»
    №26-27 (950) 29 июня 2015
    Глухая стена неолиберализма
    Содержание:
    Корпус стражей институциональной революции

    Петербургский международный экономический форум показал: экономические проблемы России видны все отчетливее, но их все меньше пытаются решать с помощью экономических инструментов

    Тема недели
    Международный бизнес
    Потребление
    Панорама страхования
    Реклама