О свершившемся факте

Разное
Москва, 29.06.2015
«Эксперт» №26-27 (950)
Оказывается, единому государственному экзамену исполнилось пятнадцать лет

Фото: Эксперт

По этому знаменательному поводу прошли публичные обсуждения и высказался премьер-министр. Обзор высказанных мнений на одном сайте озаглавили так: «ЕГЭ: правительство довольно, у общества есть вопросы». На мой взгляд, не совсем точно сказано. То есть правительство (прежде всего Министерство образования) и вправду очень довольно, но у общества — какие уж такие вопросы? Глухое ворчание — да, имеется и даже нарастает. По данным «Левада-центра», в 2004 году сторонников и противников ЕГЭ было примерно поровну, а теперь 48% респондентов считают, что ЕГЭ оценивает знания хуже прежних, «обычных» экзаменов, и только 10% — что лучше. Но проку-то что? Минобровцы правы, что в упор не видят этого бухтения: оно совершенно платоническое. Сил, и желающих, и (хотя бы теоретически) способных что-нибудь решительное сотворить с трёхбуквенным чудищем, в природе нет. Родители крайне неоднородны и в принципе не способны объединиться ни между собой, ни с учителями. Учителя затурканы и разобщены, а к тому же большинство из них — включая и тех, кто хорошо сознаёт гибельность произошедших в школе перемен, — уже вполне обжились в новых условиях, нашли в них для себя явные плюсы. Педагогическая наука находится в полуразобранном состоянии и слишком часто сервильна. Давняя фраза Фурсенко что-де «общество приняло ЕГЭ» стала бы в наши дни верной, кабы в ней честно поменять глагол. Не приняли, а смирились: удовольствия, правда, получают не много, но расслабились — вполне.

Поэтому юбилейные обсуждения прошли благостно. Противникам ЕГЭ в его здешнем виде слова не давали — так им и никогда слова не давали; сторонники же были спокойны, рассудительны и говорили много такого, с чем не поспоришь. Что страсти по ЕГЭ более или менее улеглись и школьники воспринимают его как нечто вполне обычное — сущая правда: человек, как было некогда сказано, ко всему привыкает. Что «вносить какие-либо изменения в содержание и процедуру экзамена можно лишь после тщательного изучения ситуации в образовательном пространстве, всенародных открытых обсуждений предлагаемых реформ» — просто-таки оглушительная правда, которую особенно приятно слушать от людей, которые свой-то ЕГЭ впендюрили без всякого изучения ситуации в пространстве и без свободной дискуссии. Отчасти верны были и укоризны за чрезмерную придирчивость к юбиляру: «ЕГЭ — это всего лишь инструмент проверки качества образования. Очень странно, что мы уделяем столько времени обсуждению инструмента, а не качества». Да, всего лишь инструмент — так не критики же ЕГЭ, а сами вожди образования ухитрились сделать второстепенную деталь средоточием всей системы. Конечно, снижение качества школьного образования имеет больше чем одну причину, но роль ЕГЭ тут без сравнения первая. Именно он сделал повсеместной систему, в которой детей уже откровенно не учат ни читать, ни писать, ни говорить, ни думать — их как мартышек натаскивают на расщёлкивание известного типа тестов. Именно он лишил школу собственного смысла, сделав её затянутыми подготовительными курсами в

У партнеров

    «Эксперт»
    №26-27 (950) 29 июня 2015
    Глухая стена неолиберализма
    Содержание:
    Корпус стражей институциональной революции

    Петербургский международный экономический форум показал: экономические проблемы России видны все отчетливее, но их все меньше пытаются решать с помощью экономических инструментов

    Тема недели
    Международный бизнес
    Потребление
    Панорама страхования
    Реклама