Тригонометрия платежей

Русский бизнес
ЖКХ
«Эксперт» №26-27 (950) 29 июня 2015
Либеральная платформа «Единой России» организовала обсуждение проблемы неплатежей в ЖКХ. Самым очевидным выходом видится переход на прямые договоры. Однако механизм прямых договоров должен учитывать множество сложных нюансов во взаимоотношениях жителей, управляющих компаний и ресурсных организаций
Тригонометрия платежей

Переход на прямые договоры между поставщиками ресурсов и населением поддержало большинство участников круглого стола «Политика в сфере платежей в ЖКХ: как снизить нагрузку на население и повысить эффективность отрасли».

Круглый стол был проведен на минувшей неделе Либеральной платформой партии «Единая Россия». Вопрос финансовых взаимоотношений в жилищно-коммунальном хозяйстве вызвал большой резонанс среди общественников, представителей законодательной и исполнительной власти всех уровней и бизнеса — ресурсоснабжающих, управляющих и сервисных компаний. Несмотря на то что жилищно-коммунальное хозяйство пользуется пристальным вниманием властей, до сих пор не было предложено исчерпывающего ответа на вопрос, как должны выглядеть условия поставки коммунальных услуг и их оплаты.

«В отрасли ЖКХ сформировалась сложная система собственности, когда до 80 процентов недвижимости принадлежит различным частным лицам. Это уникальная модель. И поэтому выстраивать взаимоотношения между собственниками и другими участниками процесса крайне сложно, — так обозначил главную проблематику отрасли координатор Либеральной платформы партии “Единая Россия” Владимир Плигин. — Та или иная сторона в сфере формирования политики ЖКХ обозначается как агрессивная или как безответственная. Но правильное решение может быть найдено только в процессе переговоров».

Запустить переговорный процесс между ресурсоснабжающими организациями, управляющими компаниями и населением и был призван круглый стол. В центре внимания оказались опасения бизнеса вкладываться в инфраструктуру ЖКХ в условиях нестабильности платежей и огромных рисков потери денег. По оценкам экспертов, в мае этого года задолженность потребителей за жилищно-коммунальные услуги впервые превысила 1 трлн рублей. Эти долги, как правило, ложатся на плечи добросовестных плательщиков: ведь ТСЖ и управляющие организации вынуждены компенсировать неоплату за счет платежей добросовестных граждан за жилищные услуги, а ресурсоснабжающие организации для покрытия своего дефицита берут кредиты, включая расходы по их обслуживанию в тарифы на свои услуги. 

Кто кому платит и кто кому должен

Большинство ресурсов (вода, тепло, электроэнергия) поставляется до границы с домом. Здесь формально они передаются от поставщиков (ресурсоснабжающей организации, РСО) посредникам — управляющим компаниям (УК) и ТСЖ. Те в свою очередь доставляют коммунальные ресурсы непосредственно в квартиры и собирают с потребителей деньги. Казалось бы, такая схема упрощает жизнь ресурсников — им не нужно юридически общаться с каждым жильцом; УК получает стимул снижать потери ресурсов во внутридомовых сетях, а жильцам удобно, что УК выступает защитником их интересов перед РСО и выполняет функцию «единого окна». Жильцы оплачивают счета, выставленные УК. Та, собрав деньги, 20–40% оставляет себе, остальное передает в адрес поставщиков ресурсов. Прекрасная в теории модель разбивается о жесткую действительность: она функционирует лишь в том случае, когда все 100% потребителей вовр