Живописец, исчезающий в глубине пейзажа

Культура
Москва, 29.06.2015
«Эксперт» №26-27 (950)
Кинематографисты уже не задаются вопросом, что есть реальность. Они настаивают на том, что кроме того, что было, есть и будет, реально также и то, что никогда не произойдет

Главная премьера Московского кинофестиваля или, по крайней мере, затмившая все остальные — «Милый Ханс, дорогой Петр» Александра Миндадзе. Сделанный в энигматическом стиле, когда режиссер не дает зрителю никаких подсказок по поводу того, что именно происходит в кадре, фильм стал квинтэссенцией русского кино, несмотря на то что главные роли в нем играют немецкие актеры. «Милый Ханс» рассчитан на то, что каждый может увидеть в нем то, что хочет увидеть. Попытка опереться на аннотацию, которая приводится, например, в фестивальном каталоге, ничего не дает. Там сказано, что история посвящена сложным отношениям русского рабочего Петра и немецкого инженера Ханса. На это же намекает название фильма. Но в названии для зарубежного проката упоминается только Ханс и нет никакого Петра. По словам режиссера, Петр в русской версии названия фильма фигурирует лишь потому, что таким образом возникает ироническая интонация, которую на английском языке передать невозможно. Да и в самом фильме Петр — это скорее призрачная фигура, одно из слагаемых сюжета, и только. Но авторский метод Александра Миндадзе заключается в том, что он и не фокусируется на тех или иных персонажах, они все — равноправные участники этой истории, которая может интерпретироваться как угодно. В каком-то смысле Миндадзе приглашает зрителя к сотворчеству, ограничивая реальность темой «предощущения грозы». Она связана с временем действия «Милого Ханса» — маем 1941 года.

Для Миндадзе, слава к которому пришла благодаря работе в тандеме с Вадимом Абдрашитовым, это лишь третья режиссерская работа. Но по ней уже видно, что он — одна из самых значимых фигур в российском кинематографе. И значимость Миндадзе заключается в том, что он является одним из немногих носителей лучших традиций советского интеллектуального кинематографа. Даже сама история появления фильма на свет относит его к тому кинематографу, которому еще когда-то удавалось потрясти мир: господдержка этому проекту, в котором помимо российских есть немецкие и британские деньги, была оказана с некоторыми оговорками, касающимися сюжета фильма. Это событие в большинстве медиа было интерпретировано как попытка цензуры, и Александр Миндадзе обрел ореол мученика, преодолевающего суровые препоны в попытке донести до зрителя истину. Но, как выяснилось уже на премьере, речь идет о смещении реальности: никаких особых препятствий, которые нельзя было бы преодолеть человеку, прошедшему школу советского кинематографа, там не было, были всего лишь не слишком навязчивые пожелания.

Фильм Ларисы Евтеевой «Арвентур» состоит из двух новелл. В основу одной из них лег рассказ Александра Грина «Фанданго», в основу другой — притча о китайском художнике, обладающем сверхъестественной способностью материализовывать воображаемый мир, и в тот момент, когда его жизни угрожает опасность, герой просто исчезает в одной из своих картин. Главная особенность фильмов Евтеевой — техника исполнения: вместо привычной съемки мы видим кадры, словно выполненные в акварельной технике. С

У партнеров

    «Эксперт»
    №26-27 (950) 29 июня 2015
    Глухая стена неолиберализма
    Содержание:
    Корпус стражей институциональной революции

    Петербургский международный экономический форум показал: экономические проблемы России видны все отчетливее, но их все меньше пытаются решать с помощью экономических инструментов

    Тема недели
    Международный бизнес
    Потребление
    Панорама страхования
    Реклама