Как заработать престиж могущества и как с ним расстаться

Книги
«Эксперт» №28 (951) 6 июля 2015
Положив в основание своей теории доктрины Маркса и Вебера, выдающийся американский социолог объяснил историю подъема и падения государств
Как заработать престиж могущества и как с ним расстаться

Макроистория — это история, в которой принимают участие не отдельные люди и даже не герои, а классы, нации, государства, то есть социальные объекты, разобраться в поведении которых в истории можно только оперируя столетиями. Поэтому не случайно в основе данной науки лежит, по признанию автора, выдающегося американского социолога, можно сказать живого классика, смесь идей Маркса и Вебера. И марксизм, и веберианство, так же как макроистория, претендуют на открытие общих для всего человечества исторических законов, отрицая уникальность и несравнимость отдельных явлений истории. От Маркса в этой теоретической амальгаме — внимание к социальным группам, от Вебера — внимание к динамике государственного развития и геополитике.

Эта теоретическая база позволяет Рэндаллу Коллинзу предпринять в рамках одной книги объяснение нескольких ключевых проблем истории и социологии: проблем революций, их причин и последствий; проблем этнических изменений и причин этнических противоречий; проблем демократии и происхождения нацизма; рыночной динамики и ее влияния на социологические проблемы. И в контексте решения всех этих проблем попытаться объяснить распад Советского Союза, что для Коллинза особенно важно, ведь он еще в 1980 году его предсказал. Это особенно интересно, и мы на этом остановимся.

Объяснение распада Союза, так же как предсказание этого события, покоится у Коллинза на геополитической теории государственного могущества, которую он выводит из веберовского определения государства как «монополизации законной или легитимной силы на территории» этого государства. (Справедливости ради отметим, что сам Вебер в обоснование своей позиции ссылался на Троцкого, который в свою очередь только транслировал общий марксистский подход к государству как особой организации силы для подавления какого-либо класса. Из этого, собственно, наглядно видно, как марксизм и веберианство близко сошлись в теории государства.)

Территориальное могущество в современных условиях понимается Коллинзом не столько как буквальный захват территорий, сколько как степень влияния государства на все подвластные ему территории и на другие государства. А распад понимается не только как буквальный распад, но и как ослабление влияния на недавних союзников.

Основной вывод, который Коллинз делает из своей теории, состоит в том, что «легитимность правителей меняется вместе с внешним престижем могущества их государства. В крайних проявлениях это ведет к объяснению революции как потери легитимности и контроля над средствами принуждения». Как поясняет Коллинз, современная теория революций далеко ушла от марксистского ее определения как классового конфликта: «Революции происходят из-за распада сверху, а не из-за восстания снизу. Не имеет значения уровень лишений широких групп населения: они не способны разрушить государство до тех пор, пока сплочены элиты и их военный репрессивный аппарат». Перефразируя известную мысль Ленина, можно сказать, что, по Коллинзу, пока верхи «могут», никакие «хотения» низов роли в и