Набрать высоту

Русский бизнес
АВИАСТРОЕНИЕ
«Эксперт» №28 (951) 6 июля 2015
Через десять лет около половины выручки ОАК будет приносить гражданская авиатехника. При этом сама выручка должна вырасти почти вдвое. Это произойдет за счет ожидаемого увеличения экспорта SSJ и поставок новых лайнеров МС-21
Набрать высоту

Сорокалетний экс-замминистра промышленности и торговли Юрий Слюсарь возглавил ОАК в январе этого года, в самый разгар финансового кризиса, который охватил не только наши банки и промышленные предприятия, но и весь российский рынок авиаперевозок. Большинство отечественных компаний стали нещадно резать расходы и отказываться от приобретения новых воздушных судов, за которые уже была внесена предоплата, в том числе и от лайнера SSJ — флагмана гражданской продуктовой линейки ОАК. (В прошлом году было выпущено 37 таких самолетов, но продано лишь 27.) Из списка покупателей SSJ исчезли «ЮТэйр», «Трансаэро» и еще несколько авиаперевозчиков, испытывающих финансовые трудности. Но выход из этой ситуации удалось найти довольно быстро. Часть выпущенных самолетов была оперативно поставлена другим перевозчикам, таким как авиакомпания Red Wings, а остальное приобрели крупные государственные заказчики, такие как ГТЛК. Новому руководству ОАК удалось заключить рамочное соглашение о создании российско-китайской компании для лизинга российского регионального самолета Sukhoi Superjet 100 (SSJ100) на территории КНР и стран Азиатского региона. А буквально на днях создана дочерняя структура «ОАК-Капитал» — специально для того, чтобы предоставлять авиакомпаниям гарантию остаточной стоимости эксплуатируемых лайнеров — SSJ100 и будущих МС-21. О том, что поменялось в стратегии развития ОАК, на какие новые рынки сейчас выходит корпорация, как она будет замещать импорт и какие планы ставит по росту выручки, Юрий Слюсарь рассказал в интервью «Эксперту».

— Уже полгода вы руководите ОАК. Как будет меняться стратегия корпорации, программа ее долгосрочного развития?

— Наши стратегические приоритеты сохраняются — это опережающее развитие гражданского сегмента бизнеса и поступательное движение в военном и транспортном сегментах. Сейчас продажи гражданской техники приносят нам лишь около 20 процентов выручки, все остальное приходится на военную продукцию. Но мы считаем, что в перспективе гражданская продукция должна стать основным источником выручки и прибыли. Ее доля в общем объеме выручки через восемь-десять лет должна вырасти как минимум до половины.

Если же говорить о долгосрочной программе развития ОАК, то через десять лет наша годовая выручка должна достичь порядка 800 миллиардов рублей. Это в два раза больше, чем мы планируем заработать в нынешнем году. Соответственно, количество производимых самолетов следует увеличить до 300, причем около половины из них должны быть гражданскими. При этом корпорации необходимо обеспечить рентабельность на уровне 10 процентов.

— Что обеспечит такой объем продаж?

— У нас есть конкурентоспособные предложения в гражданском сегменте — это SSJ100 и МС-21. Мы уже вышли на стабильные темпы серийного производства SSJ100. В 2016-м и 2017 годах планируем поставить примерно по 40 самолетов этого типа. А общий портфель заказов на SSJ превышает 150 машин. И это очень неплохой результат, с учетом того, что рынок этих лайнеров — около 120 в год. Сегодня уже

Что такое ОАК

Созданная по указу президента Владимира Путина в ноябре 2006 года Объединенная авиастроительная корпорация собрала почти все российские предприятия, выпускающие гражданские и военные самолеты. ОАК имеет холдинговую структуру. В ее состав входят более 40 дочерних компаний, в том числе известные на весь мир разработчики истребителей — ОКБ Сухого и РСК МиГ и стратегических бомбардировщиков — ПАО «Туполев».

Сегмент транспортной и специальной авиации ОАК представлен Таганрогским авиационным научно-техническим комплексом имени Г. М. Бериева (ТАНТК им. Г. М. Бериева), выпускающим самолеты-амфибии Бе-200, а также Воронежским акционерным самолетостроительным обществом (ВАСО) и Авиационным комплексом им. С. В. Ильюшина, которые производят Ил-76 . Последние две компании заняты и выпуском пассажирских узкофюзеляжных магистральных самолетов Ту-204 и широкофюзеляжных Ил-96. Но главную ставку в гражданском сегменте ОАК делает на «Гражданские самолеты Сухого» выпускающего региональные SSJ-100, и корпорацию «Иркут», разрабатывающую новый магистральный пассажирский самолет МС-21.

Во всех своих дочерних компаниях корпорация владеет контрольными пакетами акций. При этом более 94% самой ОАК принадлежат Росимуществу и государственной корпорации ВЭБ, а в свободном обращении находится около 5% акций. По итогам прошлого года ОАК поставила 159 самолетов и получила выручку в размере 295 млрд рублей. При этом рентабельность по EBITDA составила 8,1%. В общей сложности на всех предприятиях, подконтрольных ОАК, трудится около 100 тыс. человек.