Наш коллега — робот

Русский бизнес
НОВЫЙ БИЗНЕС
«Эксперт» №29 (952) 13 июля 2015
— На что делаете ставку? — На открытость и единую платформу. Каждый разработчик может предложить запчасть или функционал для нашего робота и на этом заработать.

Будущее наступает незаметно. В одном из выпусков журнала «Эврика» середины 1980-х была напечатана такая картинка: к угловатому роботу с распахнутой «черепной коробкой» тянется очередь представителей самых разных профессий. Каждый готовится добавить в мозг машины что-то свое, а замыкает эту шеренгу уборщица с совком, полным мусора.

Сегодня то, что тридцать лет назад казалось фантастикой, становится рутиной. Роботов производят уже и небольшие коллективы с небольшими бюджетами. Их изделия заменяют в первую очередь исполнителей Dirty, Dangerous, Dull — грязной, опасной и скучной работы.

Promobot, детище героев этой публикации, готов выполнять функцию помощника, координатора, промоутера, консьержа. Это идеальный сотрудник, который знает полный ассортимент продукции со всеми ее свойствами. Обучаемый, с индивидуальным характером, формирующимся в процессе взаимодействия с людьми. Общается с ними голосом, мультиязычен, может помочь с навигацией, проконсультировать, пообщаться на любые светские темы, способен передвигаться, избегая столкновений, знакомиться и запоминать людей, транслировать промоматериалы на своем дисплее. Он анализирует информацию, накапливает статистику. И делает это абсолютно автономно, без участия оператора. Больше всего поражает, что машина реагирует на шутки.

Цена нашего «железного дровосека» — порядка $10 тыс., в то время как схожие решения на мировом рынке стоят существенно дороже. «Не нужно делать робота “все в одном”. Например, требуется робот, который развозит кофе, а вы его снабдили, грубо говоря, всем для полета на Луну. И цена будет соответствующая. Его никто не купит», — объясняет лидер команды робототехников Алексей Южаков. С конца февраля 2015-го команда продала четыре десятка умников, подписаны контракты еще на 150 роботов с поставкой до конца года.

Их история

Первого робота звали Богдан. На свет он появился за девять месяцев, родился буквально в «гараже», был угловат и сыроват. Но это не помешало команде продать 17 экземпляров Богдана, и в ноябре 2014-го выиграть в акселерационном конкурсе GenerationS, который проводится с подачи Российской венчурной компании. Получили 1,25 млн рублей призовых денег. Еще 1 млн рублей примерно тогда же добавил Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (фонд Бортника). Собственно, эти средства и пошли на разработку второй, усовершенствованной, версии робота. Три месяца «допиливали» сервисы и уже 20 февраля текущего года представили нынешнего робота по имени Алантим. 50 экземпляров сразу же заказал Московский технологический институт, еще 50 — партнер из Самары. Не по одному Алантиму взяли банки, забирали их с выставок и иностранцы.

Это если не вдаваться в подробности и бэкграунды пяти человек, создавших Promobot. Историй же здесь несколько. Без которых, возможно, проект либо вовсе не появился бы, либо так и остался бы на уровне гаражной разработки. Одна — Алексея Южакова — началась на третьем курсе Пермского политеха: несколько студентов кафедры автоматики