Не бороться, не сдаваться

Культура
Москва, 31.08.2015
«Эксперт» №36 (955)
Театр в своем классическом виде — это территория компромисса и место, где человек может остаться наедине с самим собой

В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера спектакля «Сон в летнюю ночь» по пьесе Шекспира в постановке Ивана Поповски. Среди исполнителей главных ролей — Галина Тюнина, которая работает в театре со дня его основания, и Серафима Огарева, которая попала в театр со второй стажерской группой, отобранной самим Петром Фоменко. Мы поговорили с ними о том, какое место занимает актер в современном театре, какими профессиональными качествами он должен обладать, какова цена актерского успеха.

— Считается, что в Мастерской Петра Фоменко актер занимает центральное место, так устроен этот театр его основателем. Что это значит, как это выглядит в реальности?

Галина Тюнина: На мой взгляд, будет ошибкой выделять среди театров актерские и режиссерские. Режиссерский театр — это и есть актерский театр, потому что в театре так или иначе все подчинено артисту, это театр в его классическом виде, в котором он существует испокон века.

Серафима Огарева: Петр Наумович всегда поощрял актерскую инициативу. Если актеру хотелось что-то попробовать, совершить какие-то свои ошибки, то он мог это сделать. Наверное, не в каждом театре существует такая возможность. Петр Наумович так устроил процесс создания спектакля, что актер может принимать в нем активное участие.

— В какой степени актер репертуарного театра вообще и Мастерской Фоменко в частности может позволить себе избирательность в выборе ролей?

Г. Т.: Если у актера есть доверие театру, в котором он служит, то, как правило, принимается все, как оно есть. Спорные моменты могут возникнуть, но обо всем можно договориться на берегу, до того, как ты отправляешься в плавание с тем или иным режиссером или партнером. Но, безусловно, без единого желания во все это войти ничего не получится. Поэтому театр строится на доверии и на доброй воле. Театр не строится по системе приказов, указов и распоряжений. Он держится больше на душевном движении.

С. О.: Когда я пришла в театр, мне было интересно пробовать разные роли. Я бралась за все. В театре у меня открылась внутренняя смелость. Я готова была играть даже те роли, про которые мне говорили, что они мне не подходят, но мне все равно хотелось их играть. Но так принято в нашем театре: кто этого хочет, тот работает много. Если у актера есть желание, он может пробовать, показывать, и в итоге он получает зеленый свет. Какая-то небольшая работа может вырасти в большой спектакль, и здесь нет каких-то ограничений.

— Какими качествами должен обладать актер, чтобы попасть в труппу Мастерской Фоменко? Что позволило здесь оказаться, например, Серафиме?

Г. Т.: Петра Наумовича всегда волновало в человеке то, что оставалось нераскрытым и невыраженным. Человек — тайна, загадка и внутри всегда больше, чем извне, человек затягивает, а не агрессивно завлекает тебя в свой круг внимания.

Качество, необходимое актеру, — индивидуальность. Чтобы он создавал нестереотипное ощущение. Чтобы актер или актриса не совсем вписывались в общепринятую схему. Я помню, что Серафима, когда пришла в театр, была худая, б

У партнеров

    «Эксперт»
    №36 (955) 31 августа 2015
    Органическое счастье
    Содержание:
    Пункт назначения для «Трансаэро»

    Судьба одного из крупнейших перевозчиков страны зависит от того, сочтут ли чиновники его бизнес-модель понятной, а саму компанию — способной преодолеть кризис

    Повестка дня
    Специальный доклад
    Общество
    Потребление
    Реклама