Пункт назначения для «Трансаэро»

Тема недели
Москва, 31.08.2015
Судьба одного из крупнейших перевозчиков страны зависит от того, сочтут ли чиновники его бизнес-модель понятной, а саму компанию — способной преодолеть кризис

В минувшие выходные должна была решиться судьба второго по величине российского перевозчика — компании «Трансаэро». На момент сдачи номера в печать не было известно, какое решение примет правительство, рассмотрев бизнес-модель компании: предоставит ей господдержку или откажет и предложит разбираться с долгами самостоятельно. От этого решения во многом зависит будущее «Трансаэро» — первой российской частной авиакомпании, существующей уже четверть века (за это время ее активы выросли с одного самолета до сотни, а число сотрудников превысило 11 тыс.). Судя по попавшим в СМИ комментариям чиновников, в правительстве нет единогласия по вопросу помощи «Трансаэро» — часть занимающих высокие кабинеты людей не видит ничего страшного в банкротстве перевозчика.

«Идеальный шторм»

В конце августа «Трансаэро» заявила, что против нее развернута PR-кампания, «направленная на подрыв репутации и доверия контрагентов и пассажиров». «В экономической ситуации, которую справедливо называли “идеальным штормом”, авиакомпания “Трансаэро”, безусловно, испытывает трудности, знакомые любому крупному бизнесу за последний год, — говорится в официальном сообщении перевозчика. — Резкая девальвация рубля снизила продажи на международные рейсы на 20–50%. В этой ситуации авиакомпания продолжала и продолжает обслуживать свои кредиты. С начала 2015 года компания выплатила банкам-кредиторам 12,5 миллиарда рублей».

О грядущих проблемах авиаотрасли «Эксперт» предупреждал больше года назад (см. «Крылатый пузырь», № 20 за 2014 год). К сожалению, прогноз сбылся в самом плохом варианте из возможных.

Российский рынок авиаперевозок одним из первых почувствовал на себе падение доходов населения. Уже больше года длится эпопея вокруг долговых проблем — не только «Трансаэро», но и ханты-мансийской «ЮТэйр». В двух словах, произошло следующее: экономическая модель, в которой жила российская авиация с 2009 года, начала сбоить, и крупнейшие авиаперевозчики страны оказались в западне. Главная причина в том, что на рынке авиаперевозок надулся пузырь, спровоцированный опережающим ростом доходов населения и стимулирующими мерами правительства. В мировой авиации давно выявлена взаимосвязь между пассажиропотоком страны и ее ВВП. Как правило, перевозки пассажиров растут или падают вдвое быстрее ВВП. И если ВВП России в 2013 году увеличился на 1,4%, то и пассажиропоток на наших авиалиниях должен был увеличиться максимум на 3%, а не на продемонстрированные 14%. В 2014 году ВВП прибавил 0,6%, а авиаперевозки — 10,2%. Для того чтобы удовлетворить растущий спрос на авиабилеты, российские авиакомпании активно расширяли парк самолетов, увеличивали количество маршрутов, одним словом, инвестировали значительные средства в рост. Средства эти, разумеется, были по большей части заемными. С 2010-го по 2013 год суммарная долговая нагрузка 15 крупнейших авиаперевозчиков выросла вдвое, а долги «ЮТэйр» и «Трансаэро» превысили их суммарную годовую операционную выручку.

Важно заметить, что если во всем мире рост происходит

У партнеров

    «Эксперт»
    №36 (955) 31 августа 2015
    Органическое счастье
    Содержание:
    Пункт назначения для «Трансаэро»

    Судьба одного из крупнейших перевозчиков страны зависит от того, сочтут ли чиновники его бизнес-модель понятной, а саму компанию — способной преодолеть кризис

    Повестка дня
    Специальный доклад
    Общество
    Потребление
    Реклама