В поисках баланса

РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ)
Москва, 31.08.2015
«Эксперт» №36 (955)
Найти золотую середину между социальной ролью и социальной ответственностью бизнеса непросто. Об этом мы беседуем с вице-спикером Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Ольгой Балабкиной

— Есть ли в республике законодательство, регламентирующее социальную ответственность бизнеса?

— Действующая в стране правовая модель вообще не предусматривает такого вида ответственности, как социальная. Между тем обсуждение необходимости появления законов для бизнеса, регламентирующих их социальную ответственность, ведется на разных уровнях, в том числе в Якутии. Некоторое время назад в Государственное Собрание (Ил Тумэн) был внесен законопроект «О социальной ответственности бизнеса». Его инициировала Федерация профсоюзов Республики Саха (Якутия). Но при обсуждении законопроекта его авторам не удалось убедить народных депутатов в том, что речь идет лишь об одном аспекте социальной ответственности — о защите трудовых прав работников. Когда же к дискуссии подключилось предпринимательское сообщество, обсуждение вообще ушло далеко за пределы этой концепции. В итоге законопроект оценили как попытку легализации «поборов с бизнеса», и принят он не был. Камнем преткновения стало чересчур широкое толкование понятия «социальная ответственность бизнеса»: от очевидных обязательств платить налоги и создавать новые рабочие места до предложений заняться чуть ли не всем спектром государственной социальной политики.

— Если законодательное оформление социальной ответственности бизнеса пока невозможно, то насколько, на ваш взгляд, предпринимательское сообщество готово самостоятельно выполнять такую функцию?

— Предпринимательское сообщество действительно постепенно становится все более зрелым в оценке своей социальной роли и ответственности. Говоря о Якутии, надо отметить, что здесь один из ключевых факторов в социальной составляющей бизнеса — следование сложившимся традициям. Ведь люди, традиционно живущие на Севере, исторически выработали такие механизмы социальной ответственности, которые помогают выживать в очень непростых климатических условиях. И бизнес не может этого не учитывать. Один из примеров традиционной формы социальной ответственности — мунха, якутская зимняя рыбалка. В ней обычно участвуют все дееспособные жители села. А добытую рыбу делят на всех, включая больных, старых и одиноких. Это делается без всяких просьб с их стороны, просто так принято на Севере. Подобные общественные установки сильно отражаются и на стиле северного бизнеса, часто они оказываются сильнее писаных законов.

В то же время разумное сочетание интересов предпринимателей и общества мы все-таки стараемся закреплять в нормативных актах. Например, в законах о запрете продажи алкоголя на определенных территориях республики. По сути это сочетание общественного интереса с самоограничением предпринимательства — классический пример социальной ответственности бизнеса. Бизнесмен принимает такое решение совместно с земляками на сходе и теряет в прибыли, ограничивая себя в реализации выгодного товара ради общего интереса. Но собственник бизнеса идет на это, желая сохранить свое дело и комфортность среды своего проживания, уважение к тем, с кем много лет живет на одной территории. Границы по

У партнеров

    «Эксперт»
    №36 (955) 31 августа 2015
    Органическое счастье
    Содержание:
    Пункт назначения для «Трансаэро»

    Судьба одного из крупнейших перевозчиков страны зависит от того, сочтут ли чиновники его бизнес-модель понятной, а саму компанию — способной преодолеть кризис

    Повестка дня
    Специальный доклад
    Общество
    Потребление
    Реклама