Чтобы победить на Дальнем Востоке хронические болезни российской экономики, нужно обеспечить русскому бизнесу доступ к технологиям, капиталу и гарантировать свободу предпринимательства. Первые шаги в этом направлении уже сделаны

В разгар августа, самого спокойного месяца в деловом календаре, Уоррен Баффет объявил о крупнейшей сделке в его карьере — покупке за 37 млрд долларов компании Precision Castparts, производителя компонентов для авиакосмической промышленности, который базируется в штате Орегон. Самый известный инвестор планеты, управляющий активами стоимостью более 500 млрд долларов, сделал очередную ставку на крепкую американскую компанию, занимающую лидирующее положение в специализированной нише.

В Precision Castparts работает 30 тыс. человек, штаб-квартира находится в трех часах езды от базы ключевого потребителя в Сиэтле — корпорации Boeing. Известный консервативным стилем инвестирования, свое последнее приобретение Уоррен Баффет оценил в 22 годовые прибыли. Высокая цена отражает защищенное положение компании в середине цепочки добавленной стоимости и долгосрочный характер ее отношений с потребителями — новичкам прорваться на такой рынок крайне сложно. Сам г-н Баффет сказал: «Я давно восхищался этой компанией. Она является ведущим поставщиком для мировой авиакосмической промышленности и одним из столпов американского экспорта».

Двумя неделями ранее у нас на Дальнем Востоке было подписано первое соглашение о создании в Комсомольске-на-Амуре территории опережающего развития (ТОР) «Комсомольск». Именно в этом городе осенью 2013 года на заседании правительственной комиссии по развитию Дальнего Востока под председательством Дмитрия Медведева впервые прозвучала формулировка «территории опережающего развития». Якорными инвесторами ТОР «Комсомольск» станут компания, выпускающая компоненты для авиапромышленности, и лесопромышленная компания, производящая пиломатериалы и шпон.

Эклектичный состав первопроходцев ТОР «Комсомольск» отражает как структуру экономики самого города с 250-тысячным населением, так и, более широко, парадоксы развития всего российского Дальнего Востока.

Несмотря на столетие титанических усилий по прокладке новых путей, индустриализации и строительству городов с нуля, заметное место в экономике Дальнего Востока по-прежнему занимают промыслы, которые питали регион еще до Транссиба, а именно рыба и лес.

Открыты громадные запасы полезных ископаемых, построены гидроэлектростанции, порты и аэродромы. Но города по-прежнему немногочисленны, малонаселенны и отстоят далеко друг от друга. Гигантские расстояния и нехватка людей считаются главными барьерами на пути развития современной промышленности на Дальнем Востоке.

Комсомольск-на-Амуре, центр высоких авиационных технологий посреди тайги, выделяется на общем фоне, но и он теряет силы: за последние двадцать лет население города сократилось на 20%. Комсомольские авиазаводы работают с 1936 года, сейчас в составе Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) они выпускают как компоненты для гражданских «Суперджетов», так и легендарные истребители Су.

Крепнущий оборонный заказ и курс на импортозамещение — сильные аргументы для создания на новой ТОР производств, снабжающих авиастроительный кластер. Сейчас «Суперд

У партнеров

    «Эксперт»
    №36 (955) 31 августа 2015
    Органическое счастье
    Содержание:
    Пункт назначения для «Трансаэро»

    Судьба одного из крупнейших перевозчиков страны зависит от того, сочтут ли чиновники его бизнес-модель понятной, а саму компанию — способной преодолеть кризис

    Повестка дня
    Специальный доклад
    Общество
    Потребление
    Реклама