Макромолекула на экспорт

Русский бизнес
Москва, 14.09.2015
«Эксперт» №38 (957)
Российский разработчик противовирусного препарата «Кагоцел» группа компаний «Ниармедик» намерена вывести его на западные рынки. Планы подкреплены созданием собственного производства и неплохой конъюнктурой рынка. Главная задача — доказать врачам ЕС и США эффективность уникальной российской молекулы в борьбе с вирусами

Компания «Ниармедик», созданная группой ученых-единомышленников двадцать шесть лет назад, начинала с мизерного оборота от продажи тест-систем для лабораторной диагностики инфекционных заболеваний человека. Сегодня группа компаний «Ниармедик» имеет выручку до 6,5 млрд рублей в год за счет работы сети из 12 медцентров, поставок оборудования, прочих медуслуг, но в первую очередь за счет производства новых оригинальных лекарственных средств. В июне компания открыла в городе Обнинске Калужской области завод стоимостью 4 млрд рублей, который выпускает препарат «Кагоцел», разработанный компанией (в перспективе предполагается производить там и другие препараты). Раньше «Кагоцел» производился на внешних мощностях.

Производство рассчитано на 70 млн упаковок в год — это выше среднего уровня объемов производства по российской фармотрасли. По расчетам компании, оно будет приносить до миллиарда рублей выручки в год. Под расширение производства до 100 млн упаковок зарезервирована дополнительная площадь — она понадобится в случае выхода препаратов компании на зарубежные рынки, в том числе США и Евросоюза. Сейчас «Ниармедик» готовится к сложным международным клиническим исследованиям «Кагоцела».

На развитие экспортного направления компанию вдохновил успех препарата: с момента появления на рынке России и СНГ продажи «Кагоцела» в сегменте противовирусных препаратов росли впечатляющими темпами: по данным IMS Health в России, с 1,08% в 2009 году до 23,84% в прошлом году (и уже 28,07% за пять месяцев этого года). Производство на внешних площадках уже не могло обеспечить растущий спрос, поэтому компании и понадобился собственный завод.

Волнорезы локализации

Последние годы российские фармкомпании, которые делали ставку на создание собственных лекарств, начинали их разработку в одних рыночных реалиях, а выводить на рынок приходится уже в других, по большей части благоприятных. Открываемые сейчас заводы — это результат задела, заложенного в основном в кризисные 2008–2009 годы, когда девальвация послужила полезной инъекцией, в том числе для фармпроизводства.

В то время основные фармацевтические предприятия в России открывали по большей части иностранные компании, главным образом для упаковки дженериков. Общий объем инвестиций на так называемой первой волне локализации оценивается в 2 млрд долларов, вложенных в десятки ныне действующих производств. Самый инвестиционно емкий иностранный проект прошлого года — предприятие мощностью до 1,5 млрд упаковок дженериков в год в Ярославской области (его стоимость — 100 млн долларов), открытое компанией Teva. Известная на мировом рынке «Берлин-фарма» отметилась совсем небольшим предприятием в Калуге стоимостью 30 млн евро (50 млн упаковок в год). Novo Nordisk в этом году запустила в эксплуатацию в той же Калужской области новый завод стоимостью более 100 млн долларов по производству современных препаратов инсулина. Другой амбициозный проект начала в нынешнем году компания Novartis — она запустила предприятие стоимостью 4,5 млрд рубле

У партнеров

    «Эксперт»
    №38 (957) 14 сентября 2015
    Демократия здоровья
    Содержание:
    На фронте и в тылу российской медицины

    «Общероссийский народный фронт» выступил с резкой критикой реформы здравоохранения. На повестке дня оказался принципиальный вопрос: какова конечная цель реформ и справится ли с этим одно государство?

    Наука и технологии
    Политика
    Культура
    Потребление
    Русский бизнес
    Реклама