Начальная школа политического выживания

Тема недели
Москва, 21.09.2015
«Эксперт» №39 (958)
Реформированная политическая система страны дает новые возможности для вовлечения граждан в публичную политику. Гранд-задача — подчинить бюрократию публичной политике — становится актуальной, но будет решена не завтра

13 сентября прошел заключительный стресс-тест политической системы перед важнейшим избирательным циклом 2016–2018 годов. В Кремле ясно дали понять, что партийная конфигурация сложилась окончательно и правила игры на ближайшие два года, когда состоятся парламентские и президентские выборы, останутся неизменными. По их итогу можно будет дать настоящую оценку большой политической реформе, начатой в 2012 году. Чистота, конкурентность, соревновательность — задачи оперативные, промежуточные. Итогом должно стать реальное усиление влияния населения на публичную политику и, в конечном итоге, подчинение бюрократии публичной политике.

Предпосылки реформы

Старт большой политической реформы отсчитывается с 2012 года, когда идущий на новый президентский срок Владимир Путин инициировал либерализацию системы, предложив ряд знаковых инициатив: вернулись прямые выборы губернаторов, пусть и сдерживаемые муниципальным фильтром; упростилась регистрация партий, которых в то же время вынудили выходить за рамки федерального контура и начинать активную работу в регионах; был объявлен вектор на повышение конкурентности и чистоты избирательного процесса.

В то же время инициативы 2012 года стали не только ответом на запросы общества (как многим даже показалась, испуганной реакцией на митинговую активность), но были логичным продолжением развития политической системы в постсоветский период. Выдающийся американский социолог Чарльз Тилли в книге «Демократия» предлагает общую модель движения стран к демократизации, под которой Тилли понимает развитие широких, равноправных, защищенных и взаимообязывающих процедур обсуждения в отношениях государства и граждан. В этом определении важно каждое слово. Тилли утверждает, что государство и его бюрократия всегда стремятся к узурпации, усилению власти — такова природа государства (и в этом смысле режим тоталитарный является лишь крайней разновидностью демократии). Ограничение власти бюрократии может осуществляться двумя группами сил: альтернативными центрами власти (олигархатом и проч.) и осмысленным населением, гражданами, наделенными интересами, знаниями и механизмами. Движение страны, вставшей на путь демократизации, идет циклично (государство то усиливает свою власть, то ослабляет), но при этом целенаправленно: целью является подчинение государства и бюрократии публичной политике. Путь этот, как показывает наш собственный опыт, занимает более четверти века, но идем мы именно по этому пути.

Часть уже пройдена. Ельцинский период при критическом ослаблении потенциала государства характеризовался расширением участия населения в политических процессах, бурным и бесконтрольным ростом партийной системы. С оговорками было осуществлено выравнивание доступа к политическим ресурсам и возможностям.

Владимир Путин первым делом занялся укреплением государственности: решил проблему с чеченским терроризмом, устранил влияние олигархии на решения, принимаемые властью. Реформы середины нулевых, когда были отменены прямые губернаторские выборы и ликвиди

У партнеров

    «Эксперт»
    №39 (958) 21 сентября 2015
    Усыновляют реально
    Содержание:
    Начальная школа политического выживания

    Реформированная политическая система страны дает новые возможности для вовлечения граждан в публичную политику. Гранд-задача — подчинить бюрократию публичной политике — становится актуальной, но будет решена не завтра

    Новый бизнес
    Экономика и финансы
    Потребление
    Реклама