Невероятная история «Югры»

Русский бизнес
Москва, 28.09.2015
«Эксперт» №40 (959)
Взрывной рост небольшого банка из Ханты-Мансийска произошел благодаря кредитованию нефтянки и вложениям в недвижимость. При этом значительная часть этих вложений обеспечена депозитами физлиц

Банк «Югра» — один из самых удивительных игроков в российском банковском секторе. Основанный в далеком 1990 году, банк долгое время пребывал в стане малозаметных региональных кредитных учреждений. В 2012 году он занимал всего лишь 312-е место по размеру активов. Зато потом последовал феерический рост. За неполных три года бизнес «Югры» увеличился почти в пятьдесят раз. Сегодня банк прочно закрепился в топ-40, его активы, по данным аналитического центра «Эксперт», на 1 июля составляли 272 млрд рублей. Складывается ощущение, что «Югра» не замечает нынешнего кризиса, выражающегося в тотальном снижении активов российской банковской системы: за полгода активы «Югры» выросли на 63%.

Столь стремительный рост сам по себе вызывает интерес. Подогревают его и циркулирующие на банковском рынке слухи о таинственных хозяевах «Югры».

Быстрее, выше, сильнее

Три года назад у «Югры» был крайне узкий круг интересов. Около дюжины офисов в пяти регионах. Минимум кредитов физлицам (всего 365 млн рублей при более чем четырехмиллиардном кредитном портфеле). Основная корпоративная клиентура — нефтепроизводители и нефтетрейдеры, что неудивительно, если учесть ханты-мансийскую прописку банка. Собственно, и создан банк был при участии Анатолия Фомина, бывшего замминистра топлива и энергетики РФ, а также экс-главы «Славнефти». Господин Фомин до сих пор является председателем совета директоров «Югры», но среди основных владельцев уже не числится. По данным Банка России, с 2012 года 99,419% акций «Югры» распределено среди двенадцати физических лиц. Номинальным держателем бумаг выступает Транскапиталбанк. Новые собственники решили кардинально изменить стратегию прежде скромного банка и вывести его в высшую лигу. Стратегической целью банка стало увеличение активов до 50 млрд рублей к 2015 году, а капитала — до 7–10 млрд рублей. Цель по активам оказалась перевыполнена уже в 2014 году. Что касается уставного капитала, то в 2013 году он вырос с 513 млн до 6,5 млрд рублей. Одновременно была развернута массированная рекламная кампания по привлечению в банк средств физлиц. К концу года средства клиентов в банке выросли с 8,1 млрд до 35,7 млрд рублей, причем 88,9% этой суммы пришлось на физических лиц. Кредитный портфель за 2013 год вырос с 4 млрд до 46 млрд рублей. Основная часть новых займов пришлась на операции с недвижимостью и финансовые услуги (как следует из отчетности банка, речь идет о кредитах лизинговым компаниям) — в этом направлении кредитный портфель вырос с 2 млрд до 27 млрд рублей. Не забыл банк и о своих традиционных клиентах из нефтегазовой отрасли: здесь портфель увеличился с 3 млн до 4,6 млрд рублей. Сформированная таким образом структура активов и обязательств банка в последующие два года осталась неизменной (см. график 2).

«Компании нефтяной и химической промышленности действительно исторически являются нашими клиентами, — говорят в пресс-службе банка “Югра”. — Это связано с тюменским регионом, где был основан и долгое время сконцентрированно работал банк. Нам у

У партнеров

    «Эксперт»
    №40 (959) 28 сентября 2015
    Коррупция в беде
    Содержание:
    Хотели посадок?

    Антикоррупционная кампания приобретает системный характер. В силовых структурах создано особое подразделение, перед которым поставлена задача провести тотальную чистку региональных элит

    Экономика и финансы
    Политика
    Потребление
    Реклама