Бюджетный подкат

Русский бизнес
ИНФРАСТРУКТУРА
Существенное сокращение финансирования подготовки к чемпионату мира по футболу не позволяет городам — хозяевам мундиаля рассчитывать на перемены и эффекты, соизмеримые с Универсиадой в Казани и Олимпиадой в Сочи. Но думать о том, что делать с новой спортивной инфраструктурой после 2018 года, нужно уже сейчас
Бюджетный подкат

В конце августа премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление о распределении дополнительных субсидий среди городов, готовящихся к чемпионату мира по футболу 2018 года (ЧМ). Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Самара, Саранск и Казань получат свыше полумиллиарда рублей на строительство и реконструкцию объектов водоснабжения, водоочистных сооружений, сетей дождевой канализации и прочих коммуникаций, необходимых для функционирования спортивных объектов. Проведению всего лишь нескольких футбольных матчей предшествует огромная подготовительная работа, в которой и кроется основная польза спортивных мегасобытий для принимающих городов. За последние годы в России было два ярких примера того, насколько существенным может быть влияние таких всплесков событийного туризма, как крупные спортивные мероприятия. Посмотрев на Казань и Сочи, руководители и жители городов, удостоившихся возможности принять ЧМ, поверили, что спорт преобразит и их. Произойдет ли это на самом деле?

Принимает пас…

Эксперты выделяют ряд долгосрочных эффектов от мегасобытий для городов: это остающаяся им инфраструктура, рост узнаваемости на международной арене, за которым может последовать увеличение туристического потока, повышение интереса городского сообщества к спорту и т. д. Поскольку эффекты в целом понятны (мы не видим смысла в перечислении объектов, которые появятся в разных городах, а внятных прогнозов, например, по количеству туристов после ЧМ не существует), попробуем сопоставить их с тем, что в процессе подготовки к мегасобытиям ощутили на себе хозяева Универсиады и Олимпиады. 

По мнению экспертов, достижению сопоставимых эффектов городам, принимающим матчи ЧМ, помешают три ключевых фактора. Первый — существенное урезание финансирования.

«Все города, которые принимают матчи чемпионата мира, изначально рассчитывали на повторение истории с Сочи, на то, что это мероприятие преобразит их, причем на федеральные деньги. Реальность с ожиданиями, конечно, не совпала. Если посмотреть на первоначальные программы, которые писались в 2012–2013 годах, например в части транспортного обслуживания, то видно, что города намеревались одним махом решить все свои транспортные проблемы. Теперь вложения сведены к минимуму, необходимому для обслуживания гостей чемпионата мира. Иногда и их может не хватить. Изначально федеральный центр давал знаки, что города могут рассчитывать на существенные финансовые вложения в связи с ЧМ, но в 2014-м расходы резко урезал. Так что волшебной палочкой чемпионат, в отличие от Олимпиады, не станет», — говорит директор Центра исследований транспортных проблем мегаполисов НИУ ВШЭ Константин Трофименко.

«Когда верстались первые программы подготовки к чемпионату, у руководителей городов были очень серьезные ожидания относительно того, сколько в процессе подготовки получится сделать. Ожидания были завышены, а программы серьезно урезаны, — соглашается директор Центра спортивного менеджмента университета “Синергия” Валерий Гореликов. — И дело не только в экономичес