Москва, 27.09.2016

Отказаться от принципа двойного сокращения

Наука и технологии / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ По мнению академика РАН Владимира Бетелина, России и отечественным компаниям нужно не конкурировать с Западом, а спокойно решать задачи, стоящие перед страной. Академия наук должна стремиться к достижению практических результатов, которые облегчат эту работу
  1. Теракты как элемент войны
    Взрыв российского лайнера в небе над Египтом признан терактом
  2. Ндуку догоняют Европу
    О том, как разрешить глубокий социальный конфликт, вызванный европейской миграционной политикой, мы беседуем с директором Института глобализации и социальных движений Борисом Кагарлицким


Статья доступна только подписчикам журнала

Купив подписку на ONLINE-версию журнала, вы получите доступ ко всем архивным материалам журнала «Эксперт»
240 месяц
Подпишитесь, чтобы иметь полный доступ к материалам журнала «Эксперт»
Expert.ru Доступ к закрытым материалам на сайте Expert.ru
Журнал + Expert.ru Доступ к закрытым материалам на сайте Expert.ru + доставка печатной версии
Журнал «Эксперт» Доставка печатной версии журнала
Уже оформили подписку? Авторизируйтесь
* Без регистрации вы сможете читать статью только на том устройстве, и в том браузере,
с которого была произведена оплата. Чтобы иметь доступ с любого устройства создайте аккаунт

Кризис и политические события последних лет вновь обострили в российском обществе дискуссию о том, какую экономическую модель развития следует выбрать. Об этом спорят не только экономисты и предприниматели, но и представители академического сообщества, тем более что вопрос об экономической эффективности вложений в науку тоже является частью дискуссии. Директор Научно-исследовательского института системных исследований (НИИСИ) РАН, академик РАН Владимир Бетелин является активным участником этих дискуссий и неоднократно на страницах нашего журнала высказывался по вопросам организации науки и образования, экономической и научной конкурентоспособности российских разработок. Возглавляемый им институт занят разработками в области математики, физики, информатики, нанотехнологий, информационных и телекоммуникационных технологий, вычислительных систем, то есть тех областей знаний и технологий, которые лежат в основе научно-технического прогресса. И оказываются ключевыми при решении проблемы импортозамещения, о путях решения которой у Владимира Борисовича особое мнение.

— Импортозамещение стало уже чуть ли не национальной идеей. Ваш институт занимается решением задач в тех отраслях науки и техники, где проблема импортозамещения стоит особенно остро. Какова ваша точка зрения на пути ее решения?

— Недавно я делал доклад на президиуме РАН о проблеме импортозамещения и в очередной раз задумался над тем, в чем суть того принципа, который лежит в основе современной мировой экономики. Я называю его принципом двойного сокращения, согласно которому работают все компании, особенно международные корпорации: сокращение сроков разработки выводимого на рынок продукта и сокращение сроков жизни этого продукта у потребителя.

— Ради непрерывного обновления

— Конечно. И принуждение нас за счет этого постоянно покупать новое. Начав с ширпотреба, эта тенденция перекинулась на сложные вещи. Еще 15–20 лет назад «Мерседес» был вечной машиной. А сейчас?

Я начал над этим размышлять несколько лет назад. И в докладе на форуме у Алферова, в присутствии представителей Intel, я сказал, что Intel строит финансово-технологическую пирамиду. Они жутко обиделись, а двойное сокращение, по сути, и является реализацией этой пирамиды. Они за большие деньги продают продукцию и вкладывают прибыль в следующее поколение разработок. Раздувается финансовый пузырь, только через промышленность. А это ведь энергия и ресурсы, чтобы продукт сначала произвести, потом утилизировать. А главное, что реально нужного вы имеете в том новом, что производится? И я сказал на президиуме, что у меня большое сомнение, нужно ли нам включаться в эту гонку, бежать туда же, ставя перед собой задачи, невыполнимые в наших реалиях. А невыполнимые задачи с нереальными целями порождают, скажем так, имитацию деятельности.

У нас есть свой внутренний рынок. Например, информационный. Это 30 миллиардов долларов в 2013 году. Немало, но 80 процентов составил импорт. Если сформировать технологическую базу, удовлетворяющую наш рынок, то

 

Педагогика от НИИСИ

 

В 1960-е годы в России была создана система математических школ, мы заканчивали такие школы. А сегодня нужно делать школы инженерные. Это более трудная задача, поскольку требует комплексного подхода к образованию.

Заведующий отделом учебной информатики НИИСИ РАН Анатолий Кушниренко рассказывает о программе «ПиктоМир» zzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzznauka3.jpg
Заведующий отделом учебной информатики НИИСИ РАН Анатолий Кушниренко рассказывает о программе «ПиктоМир»

И наша идея в том, чтобы новые технологии в нефтегазовой отрасли начать разрабатывать в рамках учебного процесса. Почему? Во-первых, компании еще не готовы к нововведениям психологически, их только сейчас стало припекать. Во-вторых, внедрение новых технологий в работающую систему это, действительно, для компаний очень рискованный шаг.

Исходя из этого, мы разработали программу «Инженеры XXI века», основная мысль которой в том, чтобы подготовить людей и через пять лет подступить к компаниям: «Народ готов, технология отработана». При таком подходе мы начинаем уже сейчас втягивать компании в нашу подготовительную работу.

Важно, что в Сургуте, в округе у многих возникло желание, чтобы их дети не уезжали, а для этого они должны получать образование, востребованное на месте. Среда в Сургуте для инженерного образования детей существенно лучше, чем в Москве, потому что Сургут живет интересами производства.

Нашей командой была подготовлена целая система университетских учебных курсов, которая апробирована на практике. Сургутскому университету был поставлен пятитерафлопсный, саровский, компактный суперкомпьютер. И вокруг этого уже кипит жизнь. Человек пятьдесят там задействованы, и они уже решают реальные задачи. А наши курсы уже прослушали в университете 285 человек.

И еще мы поняли, что готовить детей к инженерной деятельности надо с детского сада. Широкое распространение разных смартфонов стало играть вредоносную роль в развитии детей. Эти гаджеты прививают кнопочно-игровое мышление: не надо логически понимать, почему и как это работает, а надо нажимать на кнопки и быстро достичь того, что тебе надо. Наша идея в том, что детей нужно занимать не стрелялками, а осмысленными играми, воспитывающими алгоритмическое мышление. Мы продолжили традиции, заложенные еще 30 лет назад Андреем Петровичем Ершовым*. На мехмате МГУ с участием Геннадия Викторовича Лебедева** был создан учебник, с акцентом на развитие алгоритмического мышления, причем на примерах алгоритмов управления, а не вычислений. И такую методику мы внедряем в детских садах и начальных классах Сургута.

Времена меняются. Сегодня на каждого землянина до десятка микропроцессоров. О том, как реагирует на это образование, замечательно написала в прошлом году газета The New York Times в статье под характерным названием «Чтение, письмо, счет, а теперь и программирование». Суть в том, что многие важные вещи должны быть освоены ребенком еще до рационального их осмысления, как практическое освоение родного языка предшествует изучению грамматики. Самая важная ветвь математики — арифметика. И на практике, и в теории. Арифметика начинает изучаться систематически в начальной школе. Но понятия счета и порядка успешно осваиваются уже в дошкольном возрасте, хотя у ребенка нет еще вербальных средств для их восприятия и выражения. То же можно сделать и с азами алгоритмики. То, что может быть освоено чувственным образом в детском возрасте, должно быть освоено. Это мы и делаем.

Половину из 10 занятий, которые мы проводим с дошколятами, мы занимаем ровно тем, чему мы 30 лет назад учили второкурсников мехмата, причем ученый совет тогда говорил, что для первого курса это слишком сложные понятия. Сейчас мы этим можем заниматься в детском саду, поскольку для малышей отработана методика бестекстового программирования. В начальном цикле из 10 занятий дети осваивают два важных понятия программирования: подпрограмма и повторитель. Это еще управление без обратной связи: робот на экране и робот на полу параллельно действуют по составленной ребенком программе.

Эта параллельность виртуального и реального закладывает основы комплексного подхода, который американцы называют STEM-обучение, сокращение от Science — Technology — Engineering — Mathematics. То есть это комплексное обучение, все в одном флаконе. На этом основано и наше понимание того, как воспитывать инженеров XXI века. Или вы будете все науки раскладывать по полочкам, думая, что они сами собой соединятся в головах учеников, но соединится это только у самых способных — или же вы всех учите этому комплексному пониманию регулярно.

В Сургуте у нас успешно прошел пилотный проект в одном детском саду, а теперь алгоритмика осваивается в десяти садах, а также в нескольких первых классах. В существующих учебниках для начальных школ уже имеются некие начала алгоритмики, но нет инструментов и методик, все ограничивается разговорами, без выполнения каких-либо конкретных заданий. В нашем цикле занятий конкретные задания на компьютере есть. Но не только они. Мы занимаемся с детьми всегда очень бережно. Первая половина занятия безкомпьютерная — общение детей между собой и с преподавателем. Вторая половина —индивидуальная: решение задач за компьютером. Первая половина важна для развития внутреннего словаря и коммуникативных навыков ребенка: этот опыт не приобретается в играх «один на один с компьютером». Казалось бы, очень простые вопросы: что такое программа? Что выполняет робот — команды, что выполняет компьютер — программы. Какие есть способы сделать программу короче — повторитель, подпрограмма. И ребенок должен научиться этим простым словам и понятиям. Еще мы решили, что в «ПиктоМире» — нашей системе программирования для дошкольников — не должно быть неправильных программ. Все, что удалось создать, — правильно. Делается это так: пиктограммы повторителей — круглые, а пиктограммы команд робота — квадратные. И места в шаблоне программы — тоже круглые и квадратные, поэтому на неправильное место в программе пиктограмма просто не встанет. И еще одна важная вещь — общение детей в процессе работы над общей задачей. Мы начинаем этому учить в детсаду и в начальной школе, потом пойдем в старшие классы.

Аналогичные работы ведутся во всем мире. И мы не в хвосте колонны, а где-то в первом ряду.

Бетелин Владимир Борисович, директор НИИСИ РАН, академик РАН; Анатолий Кушниренко, заведующий отделом учебной информатики НИИСИ РАН

*Андрей Петрович Ершов — советский ученый, один из пионеров теоретического и системного программирования, создатель Сибирской школы информатики, академик АН СССР. Его работы оказали огромное влияние на формирование и развитие вычислительной техники не только в СССР, но и во всем мире.

**Геннадий Викторович Лебедев — российский математик, экономист. Известен также как автор учебников по информатике для средней и высшей школы.