Регион ценовых лабиринтов

Русский бизнес
САХАЛИН
«Эксперт» №48 (966) 23 ноября 2015
Сахалинская область — самый «дорогой» регион России с точки зрения потребительских цен. И рыбу в центр страны она тоже поставляет вдвое дороже отпускной стоимости
Регион ценовых лабиринтов

По уровню потребительских цен Сахалинская область занимает первое место среди субъектов РФ. Более того, данные Росстата, свидетельствующие, что в Москве, например, цены на продовольствие отстают от сахалинских на 16,5%, сильно приукрашивают действительность. Приехав на Сахалин и походив по магазинам, корреспондент «Эксперта» обнаружил, что цены на продукты питания на острове выше столичных на 40–70%, а на Курилах и на все 60–80%. Но что удивило больше всего в рыбном краю, так это стоимость самой рыбы, которой здесь вылавливают 1,04 млн тонн, то есть по 2,2 тонны на каждого жителя: большинство промысловых видов рыб в Южно-Сахалинске в рознице стоит на 20–30% дороже, чем в Центральной России.

Ценообразование на основной продукт Сахалинской области — лосось — при поставках его в другие регионы страны тоже вызвало вопросы. Ведь сахалинские промысловые предприятия продают свою продукцию не так уж дорого. Например, горбуша уходит оптовикам по 120 рублей уже после переработки, а у нас она стоит минимум 270 рублей. Средняя цена 140-граммовой баночки лососевой икры в Петербурге и Москве уже дошла до 380 рублей, хотя себестоимость ее не превышает 130 рублей.

Как показало наше журналистское расследование, факторов, за счет которых образуются или ликвидируются всевозможные ценовые лабиринты на полуострове, не так уже много. Это политическая воля руководства региона, администрирование грузоперевозок на уровне РЖД и правительства РФ, уровень развития морской транспортной инфраструктуры на Сахалине и Курильских островах и, наконец, недостаточно оперативное реагирование СК РФ на деятельность казнокрадов в федеральных ведомствах на местах, проявляющих чудеса изобретательности, чтобы заработать миллиарды на государстве и местном населении.

Афера РЖД и однобокие субсидии

Первым экспертом, который попытался объяснить мне природу местного ценообразования, был министр экономического развития правительства Сахалинской области Сергей Карпенко. «Прогнать контейнер от Москвы до Ванино по деньгам столько же, сколько 270 километров по переправе Ванино—Холмск», — объясняет министр. Я ему сразу аргумент: «В РЖД сказали, что вагоны-рефрижераторы стоят пустые и никто не хочет ими пользоваться». «Надо было задать вопрос: а они у вас стоят когда?» — отвечает Сергей Александрович. Ведь операторами рефвагонов выступают частные компании. Вот вагон перевезти — это РЖД, а вагон подать — уже частный бизнес. И еще фактор сезонности: сейчас, когда рефсекции никому не нужны, потому что не сезон, стоимость у них бросовая, а летом она вырастает на порядок — цены сумасшедшие.

Позвонив по правительственной связи заместителю главы Агентства по рыболовству области, мы с Сергеем Александровичем услышали подтверждение этому из компетентных уст: «В летний сезон цена резко повышается. У нас в 2014 году средняя стоимость доставки килограмма рыбы до Москвы составляла 12–14 рублей. Доставка мороженой рыбы по этому же маршруту стоила 16–17 рублей за килограмм. В 2015 году цены, судя по нашему монитори